Премия Рунета-2020
Уфа
+23°
Boom metrics
Политика24 сентября 2018 10:32

Действующие губернаторы проигрывают выборы – повторится ли сценарий в Башкирии?

Второй тур стал настоящим испытанием для партии власти.
Выборы главы региона состоятся в 2019 году

Выборы главы региона состоятся в 2019 году

Политический год преподнес множество сюрпризов. Выборы 9 сентября для «партии власти» прошли с переменным успехом. Кое-где «Единая Россия» проиграла КПРФ по партийным спискам, в четырех регионах пришлось проводить второй тур.

Но что самое интересное, во всех четырех случаях кандидаты от власти выступили плохо.

В Приморье долгое время лидировал коммунист Ищенко, а результаты выборов отменили из-за большого количества нарушений. В Хакасии кандидат от власти Виктор Зимин проиграл первый тур и снялся, теперь за пост поспорят коммунист и эсер. В минувшее воскресенье выборы проиграли действующие губернаторы Вячеслав Шпорт и Светлана Орлова, в их регионах победу одержали кандидаты от ЛДПР.

Шпорт и Зимин возглавляли Хабаровский край и Хакасию с 2009 года, Орлова - губернатор Владимирской области с 2013. В 2010 году президентом Башкирии стал Рустэм Хамитов. Стоит ли ему опасаться за свое кресло? Ведь выборы пройдут уже в следующем году.

На этот вопрос мы попросили ответить ведущих политологов и экспертов.

Аббас Галлямов, политолог:

Доминирующим в стране стал запрос на обновление. «Стабильность» и «преемственность» больше не в чести. После выборов в мае люди как бы решили: «Хорошо, пусть руководитель остаётся старым, но вот всех остальных надо менять». Поэтому в тех регионах, где Москва перед выборами назначила новых врио, никаких проблем с их избранием не возникло.

Не справились только те главы, что сидят давно и изрядно всем поднадоели.

Скорее всего, Хамитов тоже столкнётся с этой проблемой, жители от него подустали и никаких положительных сдвигов давно не ждут. Но, в отличие от Владимира или Хабаровска, в Башкирии сохранилась выстроенная ещё Рахимовым властная вертикаль и в ситуации отсутствия сильных и активных соперников она сможет обеспечить главе региона переизбрание с помощью административных механизмов.

Дмитрий Михайличенко, политолог:

Наивно проецировать ситуацию на Дальнем Востоке на Башкирию. Безусловно, выборы в этих регионах, а также в Хакасии, показали недееспособность политтехнологов «кремлевского пула», ибо «проводить выборы» по предрешенному сценарию дело не хитрое. Гораздо труднее бороться в режиме реальной конкуренции, но ее долгое время не было - отсюда полная утеря профессионализма.

Наивно полагать, что люди из Москвы приедут в регион и за полгода смогут выстроить сеть агитаторов, придумать креатив и блестяще выиграть выборы. Эти люди, по моим наблюдениям, прекрасно разбираются в дизайнерской одежде и знают все новые марки элитных автомобилей, а вот этнологию родной страны понимают плохо, да и провинциальную Россию уже не чувствуют.

Для того, чтобы выиграть выборы в таком сложном регионе как Башкирия нужна кропотливая работа на протяжении нескольких лет. Впрочем, главная причина фиаско на выборах заключается в фигурах кандидатов от партии власти - они совершенно непопулярны, надеялись на свою «согласованность наверху» и на фоне непопулярной пенсионной реформы, закономерно, проиграли.

Полагаю, рейтинг Хамитова достаточно высок и такой сценарий вряд ли будет реализован в Башкирии. Однако нужно смотреть что будет через год. Инициативы федерального правительства могут довести дело ещё до ещё большего падения рейтинга власти.

Пока башкирские отделения КПРФ и ЛДПР не готовы к выдвижению сильного кандидата, но даже если допустить, что это возможно - это не изменит ситуацию . Очень скоро люди поймут, что победившие в Приморье и Владимирской области якобы «оппозиционеры» ничем в лучшую сторону не отличаются от представителей партии власти. В рамках этой конфигурации власти регионалы не могут изменить ситуацию. Этот тезис очевиден и не требует доказательств.

Дмитрий Казанцев, политолог:

Пока никто из российских или региональных политиков не заявлял о своих амбициях на предстоящие выборы главы Башкирии в 2019 году. При этом итоги прошлых региональных выборов 2014 года показали, что в республике кроме формального участия лидера Рескома КПРФ Кутлугужина и депутата Госдумы от ЛДПР Сухарева не было известных претендентов на высший пост руководителя субъекта РФ, а досрочный характер тех выборов, по сути был инициирован Хамитовым, уверенным в своих силах.

В результате он победил с большим отрывом от конкурентов - более 81 процента голосов при 74,88 % явке избирателей.

Недавний опрос ВЦИОМ, по которому рейтинг доверия жителей республики к действующему главе Башкирии составляет 62%, не только подтверждает его устойчивые позиции, но и демонстрирует, что Хамитов остается самым влиятельным политиком в регионе.

Николай Евдокимов, руководитель НИИЦ БАГСУ:

Тип политической культуры в Республике Башкортостан несколько отличается от того, что есть во Владимирской области и регионах Дальнего Востока. В конечном счёте, это определяет всю специфику политических и электоральных процессов. Население республики, по большей части, сельское и для него характерен лоялистский тип голосования, основанный на высоком авторитете власти, в том числе и региональной.

В то же время и для Владимирской области и, особенно, для Приморья типичным является проявление конфликтного типа политической культуры, что и привело к тем результатам голосования, которые мы сегодня имеем. Однако, я не жду в Башкортостане повторения этой ситуации. Считаю это маловероятным.

Как показали прошедшие выборы в Курултай, оппозиционные партии начинают выходить из тени. Но то, что их кандидаты смогут составить конкуренцию кандидату от власти, маловероятно. Во-первых, Башкортостан электорально управляемый регион и сенсации на выборах здесь происходят крайне редко. Во-вторых, ни у КПРФ, ни у ЛДПР в республике пока нет по-настоящему узнаваемых фигур. Наиболее влиятельная региональная оппозиция по-прежнему носит непартийный характер.

Арсен Шаяхметов, научный сотрудник НИИЦ БАГСУ

Республика Башкортостан, несмотря на то, что является сложным регионом с точки зрения концентрации различных процессов и общественно-экономических сил, в электоральном плане является представителем клуба «70%+», всегда обеспечивая высокий уровень поддержки действующей власти.

Если рассматривать наш регион с точки зрения вероятности протестного голосования, то потенциала для серьезных общественных выступлений и острых внутриэлитных конфликтов не наблюдается. Конкурентные процессы приобретают, как правило, характер «аппаратных сражений», не отражаясь на общественно-политической стабильности.

Конечно, за прошедшие 8 лет накопилась опредёлённая усталость и от действующей региональной власти, и от отсутствия видимых модернизационных изменений в республике, на которые возлагались большие надежды ещё несколько лет назад.

Критика Хамитова заметно усилилась, особенно в среде креативного класса и представителей различных элитных групп. В информационном поле то и дело всплывают имена различных кандидатур на место Главы республики. Тем не менее, его позиции остаются достаточно прочными, особенно в районах республики.

По большому счёту, для рядового избирателя из республиканской глубинки не имеет определяющего значения личность будущего руководителя республики. Для него существует устойчивое коллективное понятие «власть», которая платит пенсии, строит дороги, вводит новые налоги и т.д., а кто является её очередным лицом на ближайшие 5 лет – не так важно, лишь бы хуже не было. А ощутимо хуже пока не становится.

Думаю, определяющей станет позиция федерального центра. Оппоненты кандидату от партии власти также будут подбираться так, чтобы не было реальной конкурентной борьбы. К тому же, несмотря на некое пробуждение активности системных оппозиционных партий на прошедших выборах в Курултай, они до сих пор очень слабо представлены на башкирской политической арене и не способны пока предложить ни реальную альтернативную повестку, ни нового политического лидера.