Премия Рунета-2020
Москва
+7°
Boom metrics
Общество22 ноября 2018 14:05

Пенсионерка умерла у дверей своей квартиры, когда к ней пришли судебные приставы

Родственники 82-летней женщины считают, что ее довели до гибели
Сын погибшей, сам уже пенсионер Владимир Викторович Солдатов

Сын погибшей, сам уже пенсионер Владимир Викторович Солдатов

Фото: Дина КАРПИЦКАЯ

Квартирные распри загнали Марию Афанасьеву Исаеву в буквальном смысле слова в гроб. А все началось с того, что на старости лет старушка просто решила переехать поближе к сыну и оказалась втянута в судебные разборки.

30 октября Мария Афанасьевна скончалась в подъезде, пытаясь открыть дверь сотрудникам органов правопорядка. Последними словами, которые она произнесла, были: «Не ломайте замок, я сама открою...». Свидетелями ее смерти были аж 11 человек - трое полицейских, четверо судебных приставов в бронежилетах и с оружием, "законный" собственник ее квартиры Алексей Бет с супругой... Сердце 82-летней женщины просто не выдержало: в медицинском заключении написано — разрыв аорты. Разрыв сердца в простонародье.

А начиналось все так мирно.

- После смерти отца мама много лет жила одна в своей квартире на проспекте Вернадского, а я с семьей в Медведково. Вроде недалеко, но не наездишься каждый день. Вот и решили мы, что хорошо бы ей ко мне поближе перебраться, - рассказывает сын погибшей, сам уже пенсионер Владимир Викторович Солдатов. - Мама хотела непременно в отдельной квартире жить, но рядом с нами. Ну знаете, как пожилые люди, у них свой уклад жизни, свой режим. Она была полностью самостоятельной, серьезных болезней не было...

Квартирные распри загнали Марию Афанасьеву Исаеву в буквальном смысле слова в гроб

Квартирные распри загнали Марию Афанасьеву Исаеву в буквальном смысле слова в гроб

Сын начал подбирать квартиры. По объявлению в интернете нашел «двушку» в соседнем доме на проезде Шокальского, дом 11.

- Квартира по всем параметрам нам подходила. Продавала ее многодетная мать Татьяна Марганян. Все документы мы проверили — жилье перешло в собственность ей и детям (три дочки) от города в 2015 году. Татьяна в разводе, бывший муж ни в каких документах не значился вообще — ни в выписках ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости), ни в договорах, только в свидетельстве о разводе, которое продавец нам предъявила. Мы были абсолютно спокойны, тем более что в сделке участвовали органы опеки и попечительства, так как дело касалось несовершеннолетних.

В октябре 2015 года произошло многоступенчатое оформление всех купле-продаж — одновременно продалась квартира Марии Афанасьевны на проспекте Вернадского и та самая многодетная мать Марганян купила себе «трешку».

- Мы получили документы, прошли все необходимые процедуры в Регпалате, я сделал ремонт, и мама переехала в новую квартиру. Все было прекрасно. Я заходил к ней буквально каждый день — все же рядом. Живи и радуйся. Но в декабре, то есть через 2 месяца, нам позвонили соседи с Вернадского и сказали, что на имя мамы пришли какие-то судебные повестки, я побежал выяснять...

ОБЪЯВИЛСЯ БЫВШИЙ МУЖ

К своему ужасу Владимир Викторович обнаружил, что новая квартира, та, что куплена только что, арестована судом.

- То есть пока мы ремонт делали и вещи перевозили, откуда ни возьмись объявился бывший муж Татьяны Марганян некто Алексей Бет и оспорил в суде лишение его регистрации бывшей женой. Оказывается, она его выписала только накануне продажи, нам об этом ничего не говорила. Суд восстановил этого Бета в правах и признал незаконным переход квартиры от Департамента имущества Москвы этой самой Татьяне и детям. Отменив ту сделку, он автоматом отменил и нашу покупку. Сказать, что я был в шоке — ничего не сказать. Как так произошло непонятно! Почему нас ни разу не вызвали на процесс и все повестки и бумаг пришли по старому адресу, хотя в материалах дела ясно видно, что мама переехала в Медведково в ту самую спорную квартиру? Все это теперь уже риторические для меня вопросы. Но в тот момент я подумал, что это какая-то ошибка. Мы добросовестные покупатели, ни в каких схемах не участвовали. Разберемся.

Владимир созвонился с Марганян, та лишь развела руками — объявился, мол, сами и разбирайтесь. Пришлось нанимать адвокатов и начинать долгий и мучительный процесс хождения по судам.

ЛИШИЛАСЬ ПЕНСИИ

- Я простой человек, не знаю никаких юридических тонкостей вообще. Доверял и юристам и этим риэлторам. И мать многодетную жалел, потому пошел у нее на поводу и в официальном договоре купли-продажи указал не истинную сумму сделки — 11 000 000, а как просила Марганян 3 000 000, ради экономии ее налогов. Как так получилось, что мои адвокаты, которым я платил (в том числе и из маминых накоплений), перешли на сторону наших оппонентов, я не знаю да и не заметил этого. Но все меня убеждали, что в моих же интересах не раскрывать истинную стоимость квартиры. Из-за этого или нет, но мы проиграли все суды. Маму — а собственник квартиры по документам она — не признали добросовестным покупателем, лишили права собственности, выписали из квартиры. А этой Марганян присудили выплатить ей всего 3 000 000 рублей. А сама она тем временем прописалась обратно в эту «двушку» на проезде Шокальского и всех троих детей там же зарегистрировала. То есть по факту она теперь собственник двух квартир!

Мария Афанасьевна скончалась в подъезде, пытаясь открыть дверь сотрудникам органов правопорядка

Мария Афанасьевна скончалась в подъезде, пытаясь открыть дверь сотрудникам органов правопорядка

- Все-все суды проиграли?

- Абсолютно. И апелляция, и кассация оставили решение в силе. И это несмотря на то, что есть же поставление Верховного суда о том, что если пройдены все этапы государственной регистрации, то сделка признается законной. Но нет, мою пенсионерку-мать лишили всего.

Следующим этапом восстановленный в правах Бет подает иск о выселении пенсионерки в никуда.

- Дальше происходило что-то абсолютно вопиющее, - рассказывает теперь уже новый адвокат семьи Ольга Чурилова. - В процессе участвовала прокуратура - так положено, и этот надзорный орган должен был защитить права пенсионерки. У нас по закону престарелых не имеют права из единственного жилья выкидывать на улицу. Есть специализированный жилой фонд, из которого Марии Афанасьевне должны были выделить муниципальное социальное жилье. Но ни те предыдущие адвокаты, ни прокуратура даже об этом не заикнулись.

Так в октябре 2017 года 81-летняя Исаева оказалась без прописки и без жилья — бомжом.

- Мама автоматом лишилась и московской пенсии, и права посещать поликлинику. Я старался ограждать ее от всей этой нервотрепки, как мог, но она очень активная была, все узнавала, нервничала. Стало скакать давление. Сами понимаете, такой возраст. И молодой человек тяжело бы переживал такое беззаконие, что уж говорить о престарелом. Выселяться из квартиры она категорически отказывалась. К нам переезжать не хотела.

С помощью новых адвокатов сыну удавалось сохранять за Марией Афанасьевной право жить в той самой злосчастной квартире.

- Она не могла поверить, что такой ужас с ней произошел. Все ждала, что это окажется ошибкой, что государство ее защитит. Мама ходила в полицию много раз с заявлением о возбуждении уголовного дела, расписывала всю эту схему, в результате которой оказалась бомжом. Мы писали и в Администрацию президента, и в прокуратуру, и в Следственный Комитет, и в Общественную палату и Госдуму — всем все равно! При этом полицейские вслух даже произносили, что, вполне возможно, это был какой-то сговор нашей продавщицы Марганян с бывшем мужем. Тем более, что сама она ни разу ни в один суд не явилась, хоть и являлась ответчицей, и я лично ей много раз звонил и просил. Только бумажки с места работы с характеристикой своей передавала. Но все равно на все наши заявления выдавали отказы, отказы, отказы.

Решение суда

Решение суда

- А где эта Татьяна, кстати, работает?

- Не поверите, в школе. С детьми она работает. И директор ее характеризует, как добросовестного и ответственного сотрудника. А то, что она с моей старенькой мамой так обошлась — это никого не волнует. Сколько я ей звонил, сколько просил разобраться с этим бывшем мужем. Ничего. А в конце-концов она просто откровенно мне заявила, что ей все равно, и если присудят ей деньги отдавать, то и пускай. Все равно, мол, будут вычитать из ее крошечной зарплаты.

- Сам этот Алексей Бет как себя вел?

- О, он-то как раз активно. Как только получил в суде документы о вселении, стал регулярно с друзьями приходить и давил на мою мать. Слал телеграммы, требовал немедленно убраться восвояси. Караулил под дверью. Кое-как и то только при помощи полиции удавалось его утихомирить. В тот самый день 30 октября он тоже был у дверей квартиры вместе с женой, которая к тому же его адвокат во всех делах.

- Им негде жить?

- Нет. У него 2 или 3 квартиры в Москве. Это мне Марганян сказала. Но, видимо, мало слишком.

11 ЧЕЛОВЕК НА ОДНУ СТАРУШКУ

В середине октября этого года Марье Афанасьевне пришла бумага о возбуждении исполнительного производства по ее выселению.

- По правилам сначала бывшему собственнику дается время, чтобы съехать. Если он не исполняет, шлется повторное уведомление. И только после этого приставы могут приступать к активным действиям, таким как вскрытие дверей и прочее, - объясняет Ольга Чурилова. - В нашем же случае пришла только одна бумага. И практически сразу же вся эта честная компания прибыла к дверям Марьи Афанасьевны.

- Мама в тот момент была в магазине. Ей позвонила консьержка и предупредила, что пришли приставы. Я тут же тоже узнал об этом, бросил все дела и помчался к ней. Туда же ехала и адвокат Ольга Чурилова. Я просил маму не идти без нас, но она не послушала, - плачет Владимир Викторович. - Мне рассказали потом, что она как увидела всех этих молодцев, которые выламывали ее дверь, только и сказала: «Не надо, я сама открою» и упала замертво. Я приехал через 5 минут, но было уже поздно. Она скончалась на месте. Все эти, поняв, что наделали, пытались разбежаться даже. Потом все же оставили троих полицейских охранять тело.

«ЕЕ УГРОБИЛИ ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ»

Как итог, новые юристы в отдельном процессе доказали, что квартира Марганян была продана за 11 000 000 рублей, а не за 3 000 000, как утверждалось раньше. Суд повесил на незадачливую продавщицу еще 8 000 000 миллионов в дополнение к тем 3 000 000. Но деньги отдавать она не спешит. Арестовывать ее жилье тоже никто не будет — оно принадлежит несовершеннолетним. Дел никаких против Бета и Марганян так и не возбуждено, не ясно даже, вызывали их в полицию хоть раз объяснить, как такое произошло, или нет. А бабушка, честно отдавшая свои деньги, мертва. Вот и все!

- Такой смерти врагу не пожелаешь, - сын сам на таблетках. - Где теперь искать правды и как наказать виновных. Я считаю, маму довели до смерти просто и все эти люди. Вместе с адвокатами я составил заявление и отнес его в СК, попросив возбудить дело по статье «причинение смерти по неосторожности».

- Также мы подали жалобу и на бездействие прокуратуры в процессе по выселению Марьи Афанасьевны, - добавляет адвокат. - Написали уполномоченному по правам человека Москальковой, отправили информацию в школу, где работает эта Марганян... Мы надеемся, что хоть кто-то ответит за смерть этой милой, светлой бабушки-солнышка.

- Но маму мою уже никак не вернуть...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В воронежской больнице скончалась бывшая узница концлагеря, которой ампутировали ноги

Ночью 21 ноября в городской больнице №3 скончалась 89-летняя Мария Дронова, которой, по мнению ее родственников, отрезали здоровую ногу вместо больной. Информацию о смерти пенсионерке «КП-Воронеж» подтвердил и ее сын Андрей, и пресс-служба департамента здравоохранения Воронежской области (подробности).