Премия Рунета-2020
Москва
+16°
Boom metrics
Общество14 февраля 2019 22:40

Первое паровозное депо столицы станет книжным клубом

Уникальное сооружение по проекту архитектора Тона приглашает книгочеев за покупками
Первое паровозное депо Москвы станет книжным клубом "Депо". Фото: Олег Фочкин

Первое паровозное депо Москвы станет книжным клубом "Депо". Фото: Олег Фочкин

15 февраля знаменитое круговое депо Николаевской железной дороги, построенное аж в первой половине 19 века, открылось в новом качестве. Оно стало книжным клубом "Депо".

Выходишь из Ленинградского вокзала, идешь вдоль путей - и в другую реальность попадаешь. «Милый мой, воя улыбка, манит-ранит обжигает», - несется из одного киоска. «Вкусняшка. Лепешки из тандыра», - информирует вывеска на другом. Чем дальше, тем глубже в прошлое. Любопытствующего путника поджидает киоск «наливная парфюмерия», украшенный пустыми склянками, среди которых можно различить трапецевидную бутылочку «Клима» и гитарообразную «Рижскую сирень». А чья рука виднеется из-за крыш? А это же уникальный памятник Ленину на дрезине. Когда-то его полагалось отбуксовывать в труднодоступные участки нашей родины, не имеющие своего Ленина.

Уникальный памятник Ленину на дрезине. Фото: Олег Фочкин

Уникальный памятник Ленину на дрезине. Фото: Олег Фочкин

Путь в прошлое заканчивается островком девятнадцатого века. На железнодорожном сквозняке появляется старинная водонапорная башня, поросшая деревцами и сухими будылями борщевика. И удивительной красоты красное здание с зеленым куполом. Чудо архитектурной мысли, при виде которого вспоминаешь знаменитые константинопольские храмы.

Но это не храм. Впервые после глобальной реставрации, длившейся пять лет для посетителей открылось знаменитое круглое паровозное депо. Первое железнодорожное депо, построенное на первой ветке железной дороги еще при Николае Первом, в начале 19 века.

Проект «стойла для железных машин» выполнил архитектор Константин Тон. (Тот самый архитектор, создавший проект храма Христа Спасителя).

Впервые после глобальной реставрации для посетителей открылось знаменитое круглое паровозное депо. Фото: Илья Шпагин

Впервые после глобальной реставрации для посетителей открылось знаменитое круглое паровозное депо. Фото: Илья Шпагин

Когда-то через это здание насквозь проходили первые паровозы. А теперь здесь будут продавать книги, устраивать лекции и кинопоказы. 15 февраля 2019 года в отреставрированном здании Кругового Депо откроется новый книжный клуб "Депо». Владельцы обещают сделать «Депо» модным тусовочным местом.

Таких сооружений во всем мире осталось не больше девяти - говорят историки. Московское круговое депо послужило прообразом для строительства аналогичных объектов в Европе. У Московского депо есть братья в Балтиморе, в Будапеште, в Берлине... и везде уникальные здания стали музеями.

Судьба нашего - многострадальна. Еще в 2011 году на него покусились железнодорожники, мечтая снести в пользу новой ветки для Сапсана, упершейся в старинную стену из красного кирпича. (Обойти уникальный объект было нельзя: скорые поезда не такие маневренные и объехать и обогнуть уникальный объект не могут).

Первоначально предполагалось, что сюда переедет Рижский цветочный рынок. Некоторые особенно шустрые цветочники уже заняли свои точки

Первоначально предполагалось, что сюда переедет Рижский цветочный рынок. Некоторые особенно шустрые цветочники уже заняли свои точки

Фото: Евгения КОРОБКОВА

К счастью, вмешались общественники. Движение Архнадзор отстояло уникальное сооружение. Его отреставрировали, возвели купол, причислили к категории памятников архитектуры.

Но пока простые смертные восхищаются тем, что получилось, историки ворчат и спорят.

- Здание обгрызли! - негодует глава «Архнадзора» Константин Михайлов. - Депо должно быть круглым, как каравай, а получилось надкусанным. Под прикрытием реставрации от здания откусили процентов сорок, чтобы проложить путь для электричек.

- Не обгрызли, а соблюли интересы всех сторон, - возражает историк Москвы Филипп Смирнов. - Сумели проложить трассу и максимально деликатно сохранить значительную часть здания.

Однако владельцы решили, что гораздо справедливее отдать здание книгам

Однако владельцы решили, что гораздо справедливее отдать здание книгам

Фото: Евгения КОРОБКОВА

Но непримиримые стороны соглашаются в одном: новая судьба "Депо" обещает быть благородной.

Первоначально предполагалось, что сюда переедет Рижский цветочный рынок. Некоторые особенно шустрые цветочники уже заняли свои точки в отреставрированном помещении.

Однако владельцы решили, что гораздо справедливее отдать здание книгам. Учитывая, что спорткомплекс «Олимпийский», где обитали книжники, закрыт на реконструкцию, «Депо» может стать альтернативным местом силы. Пока непонятно, сколько просуществует здание в новом формате и смогут ли владельцы поддерживать его как книжный храм, но одно точно: прийти сюда стоит. Хотя бы для того, чтобы окунуться в атмосферу прошлого. Не так-то много оригинальных зданий первой половины 19 века осталось в столице.

КОММЕНТАРИЙ

Филипп Смирнов, историк Москвы

Депо - замечательный архитектурный объект кругового (как по другому говорят «револьверного» или «кассетного» - по аналогии с барабаном револьвера) типа. Это первая постройка железнодорожной инфраструктуры в Москве и когда-то она стояла на берегу Красного пруда - огромного искусственного водоема, находившегося в этой местности.

Таких сооружений осталось-то от силы четыре. До 2011 года Депо находилось в ужасном состоянии, его могли снести каждый день, но вмешался «Архнадзор» и здание отстояли.

Я приходил на объект, когда реставрационные работы только начинались и был под большим впечатлением. Реставрацию вели не выходцы из стран Азии, а грамотные люди, знающие толк в деле. Кто-то скажет: не сохранили первозданный вид здания, отгрызли кусок. Но я не согласен. Соблюли баланс, интересов, сумев и железнодорожную ветку проложить, и максимально сохранить здание. В конце концов мы не должны жить в заповеднике среди чучел зданий. И здание, если ему дают вторую жизнь, должно жить.

Была идея перевезти в новое здание рижский цветочный рынок, но планы по каким-то причинам не сбылись и теперь сюда переедут книги. Это хорошая инициатива, если грамотно к ней подойти. Как человек, который много занимается городскими территориями, я вижу у этой затеи несколько проблем.

Первая - не решенный вопрос доступности и коммуникации с городскими территориями. К зданию не подъедешь на машине, а тащить книги в руках, пусть и на небольшое расстояние - малоприятно и неудобно.

Вторая - это неоправданно высокие ожидания владельцев на возвращение инвестиций. В реставрацию и оборудование здания вложены огромные средства и было бы наивно ждать, что они быстро вернутся на книгах.

Кроме того, пока я не очень вижу, чем организаторы будут завлекать читательскую аудиторию. Не представлены эксклюзивные издательства, нет каморки с «синей бородой», нет места для транспорта и даже легенды у места тоже нет. Элементарно можно было бы поставить перед зданием Ленина на тележке, по крайней мере, на него бы все ходили смотреть, но даже этого не сделано.

По мнению организаторов, "Круговое Депо" должно стать модной площадкой на манер Даниловского рынка. В принципе, изначальные условия похожи: в случае Даниловского рынка тоже было некое красивое, но непонятное сооружение, которое не понимали, подо что можно приспособить. Но там организаторы повели себя грамотно: провели тотальный ребрендинг, задумались над вопросом, кто те люди, которые приходят. Применили массу завлекательных и оригинальных приемов, начиная от фудкорта, заканчивая выбором продавцов и добились уникального: никогда мэр не приходил на рынок, а здесь - пришел.

«Круговое Депо» тоже должно быть определенным образом подано. А для этого в первую очередь мы должны ответить на вопрос, для кого мы делаем это место, создать определенный антураж.

Пока, при всем уважении к задумке, я этого не вижу. А раз так, то велик риск того, что книгоиздатели, пришедшие сюда, могут не выдержать финансовой нагрузки и разбегутся через месяц.