Премия Рунета-2020
Москва
+12°
Boom metrics
Москва будущего14 апреля 2022 5:59

Что нас ждет в 2100 году: Москва без москвичей, чип вместо паспорта, парки на дорогах

Фантасты и архитекторы нарисовали столицу конца этого столетия
При знакомстве москвичи будущего обмениваются информацией о себе с помощью электронного чипа-ключа.

При знакомстве москвичи будущего обмениваются информацией о себе с помощью электронного чипа-ключа.

Мир вокруг нас меняется очень быстро. Тот же коронавирус перевернул все за несколько месяцев. Сейчас еще сильнее хочется заглянуть в будущее и узнать, что нас ждёт.

В Институте Генплана Москвы проектируют столицу вперёд на десятки лет. За идеями архитекторы решили обратиться не только к своим коллегам, но и к известным российским писателям-фантастам. Получился сборник «Город 2100» с дюжиной рассказов о том, какой может стать Москва к концу этого столетия (некоторые из них можно почитать на страницах Института Генплана в соцсетях и на сайте). Среди авторов - Сергей Лукьяненко, Евгений Лукин, Олег Дивов, Вадим Панов.

Не исключено, что футуристические сценарии писателей, архитекторов и художников и в самом деле когда-нибудь используют столичные власти. Поживем - увидим! А пока можем узнать, какое будущее пророчат Москве. Публикуем некоторые интересные фрагменты.

БОТАНИЧЕСКИЙ САД НАКРОЮТ КУПОЛОМ

Через восемьдесят лет, как и сейчас, в столице остаются в тренде прогулки - пешком и на велике. Мэрия продолжит заботиться о парках.

Цитата:

«И у него (Главного Градостроителя столицы по фамилии Петров. - Прим.) были такие грандиозные планы! Подземная Москва - куда ушли бы все автодороги, оставив поверхность для пешеходов и велосипедов. Парки, накрытые прозрачными куполами - чтобы вопреки климату Москва оставалась зеленой весь год. Тематические районы Москвы - чтобы как в виртуальности, так и в настоящем мире каждый мог почувствовать себя живущим в интересную ему эпоху.

...Транспорт с московских улиц Петров и впрямь убрал под землю, Сокольники, Измайловский парк и Ботанический сад накрыли стеклянными куполами, а на окраине Большой Москвы построили парк с динозаврами» (Сергей Лукьяненко «Электорат»).

В КЛАСТЕРАХ БУДЕМ ЖИТЬ И РАБОТАТЬ

Среди зелени москвичи будущего постараются проводить все своё время. В большом городе только в оазисах можно будет дышать свежим воздухом. Но сначала, по мнению фантастов, в такие особые районы Москвы или кластеры смогут заселиться состоятельные жители, чиновники и участники реновации.

Цитата:

«Центр Москвы к тому моменту задыхался уже не только фигурально, но и буквально. Вскрылась такая печальная особенность гигантских человейников, когда даже тотальный переход транспорта на электротягу не приводит к заметному улучшению качества воздуха. Старались - старались, а толку чуть. Зимой еще терпимо, а летом просто беда, раскаленный каменный мешок, сколько его ни поливай.

Остался единственный шанс переломить ситуацию - дать людям нечто однозначно лучшее: грамотно продуманный район компактного проживания с полной инфраструктурой внутри и хорошей работой поблизости, а лучше бы тоже внутри. Так и возникла идея кластеров» (Олег Дивов «Особый район Москвы»).

По дорогам-транспортерам вместо машин поедут автоматические модули на пять пассажиров. Желающие смогут летать на компактных скейтах-квадрокоптерах.

По дорогам-транспортерам вместо машин поедут автоматические модули на пять пассажиров. Желающие смогут летать на компактных скейтах-квадрокоптерах.

ЛИФТЫ ПОЕДУТ МЕЖДУ ДОМАМИ

Новые жилые районы напичкают умными технологиями. Например, здания соединят линиями скоростных лифтов.

Цитата:

«Там, среди зеленых березовых рощ, возвышался новый квартал. Белые здания напоминали причудливый конструктор. ...Дома словно прорастали из земли во всех направлениях - вверх и в стороны под наклоном. Их соединяли между собой стеклянные переходы и стальные перемычки. Мальчик разглядел там и тут летящие серебристые кабины лифтов: они двигались не только вниз и вверх, но и по горизонтали и даже по диагоналям. Жители разных корпусов могли перемещаться из здания в здание, не спускаясь на землю. Между домами мерцали в солнечных лучах озера с чистой водой, их берега представляли собой песчаные полосы пляжей. Зелень лугов перемежалась клумбами и большими фигурно подстриженными кустами в виде животных: кроликов, львов, собак» (Николай Желунов «Закавыка»).

ЧИПЫ ЗАМЕНЯТ ВСЕ ДОКУМЕНТЫ

Вместо паспорта, проездного, социальных карт и других «бумажек» к концу столетия у каждого москвича будет личный чип. Фантасты обещают, что вживлять его в организм не придётся. Можно носить с собой, например, в виде наклейки на руке.

Цитата:

«Инчи, иными словами, «индивидуальные чипы», появились относительно недавно, лет десять назад, и быстро вытеснили все прочие документы и идентификаторы.

Конечно, можно было по старинке пользоваться картой школьника, идентификатором в смартфоне и обычными банковскими карточками, но это не круто... Инч совмещал в себе все эти и еще многие другие документы. ...лишенный инча смартфон работал только на прием. Без возможности воспользоваться транспортом. И даже без интернета, поскольку соединение с мировой бесплатной сетью тоже осуществляется через инч» (Сергей Волков «Время не ждёт»).

ОФИСЫ И ДАЧНЫЕ ОГОРОДЫ - НА УДАЛЁНКУ

После коронавируса жизнь онлайн станет обычной для москвичей. Многие перестанут выходить из дома. Город опустеет. По скоростным шоссе некому будет ездить и они превратятся огромные клумбы и парки. Дачники, сидя в домашнем кресле, станут удобрять, засеивать, пропалывать свои огороды с помощью компьютера на удаленке.

Цитата:

«Заполненные машинами улицы. Гигантские транспортные пробки. Разливающиеся по городу людские потоки, столпотворения на площадях по праздникам... С тех пор город полностью изменился. Всего за два десятилетия Архитектор решил большинство проблем прошлого. Многоярусные подземные автострады освободили улицы. Место асфальтовых шоссе заняли мощеные бульвары, клумбы и парки. Виртуальная среда решила проблемы с толкучкой. Больше нет нужды спешить на работу - большинство задач решаются из дома, удаленно. И кто захочет пихаться локтями на концертах, если в виртуальности всегда доступны ВИП-места перед сценой.

...За последние двадцать пять лет среднее время, проводимое москвичами за пределами квартиры, сократилось с полутора часов до девятнадцати минут. Количество людей, проводящих на улице менее одного часа в неделю, выросло до тридцати процентов. Им просто незачем выходить. Удаленная работа, дроны, доставляющие пищу на дом, виртуальность, предлагающая все формы развлечений. Да что я вам рассказываю, даже вы, представитель прошлого поколения, предпочитаете возиться с огородом, не выходя из дому» (Иван Кузнецов «Москва. Полдень 22.071»).

Транспортные модули можно будет оставить не только на земле, но и в небе на магнитных парковках.

Транспортные модули можно будет оставить не только на земле, но и в небе на магнитных парковках.

ДЕТИ ХОДЯТ В ШКОЛУ ТРИ ДНЯ В НЕДЕЛЮ

В будущем ученики будут реже собираться в классах. А школы начнут размещать не в отдельных зданиях, а на вторых-третьих этажах кондоминиумов.

Цитата:

«...мама хоть и работала почти всегда дома (как и большинство жителей города), но иногда все же уезжала на важные встречи.

- Прости, сегодня я не могу поработать дома, - сказала мама утром, - и оставить тебя не с кем...

- Не переживай, мам, - нахмурился Сашка. - Мне уже одиннадцатый год пошел. Как-нибудь проживу один день сам по себе.

- А в школе у вас нет каких-нибудь занятий?

- Школа у нас с понедельника по среду, а сегодня пятница.

Мама провела рукой по его непослушным вихрам:

- Когда ты поймешь, кем хочешь стать, в школе тебе добавят еще один день уроков - будешь осваивать свою специальность» (Николай Желунов «Закавыка»).

НА МЕТРО ПО ВОЗДУХУ

Пожалуй, больше всего фантастам нравится прогнозировать будущее транспорта. По Москве-2100 будем передвигаться с бешеной скоростью от 500 до 1000 километров в час. И не только под землёй, но и по воздуху. Это не ракета, а метро! Вернее, гиперметрополитен. Старые медленные ветки соединят пересадками с новыми сверхскоростными.

Цитата:

«Вчера был день визита в офис. С тех пор как внутрь Кольца перестали пропускать частные самодвижущиеся средства тяжелее электроцикла, Матвей пользовался скоростной подземкой. Нырнув под землю на конечной станции, он пронесся через полгорода за какие-нибудь четверть часа. Поезда на электромагнитной подвеске разгонялись до такой прыти, что воздух в туннеле перед ними приходилось откачивать, - иначе пассажиров на ближайшей платформе сдувало бы ветром, гонимым приближающимся составом. Правда, и остановок в центре мегаполиса было всего две, на расширенных станциях Кольцевой линии. Пересев в обычный поезд метро, Матвеи заскучал...» (Александр Громов «Альмавива за полцены»).

Старых подземных станций станет меньше. А современными воздушными застроят все небо столицы.

Цитата:

«Тут моя статья. По перспективам транспортной структуры городов.

Я тогда еще сказал, метро должно изменить свои функции! Такую истерику мне закатили. И что теперь?

- Ну да - гиперлуп. Пятьсот километров в час, это впечатляет. Хлоп - и ты на другом конце Москвы. А станции ненужные - под музеи и рестораны» (Сергей Слюсаренко «Близкие контакты основного рода»).

Цитата:

«Яркое майское солнце выскользнуло из-за облака и засверкало переливами на прозрачной золотистой трубе гиперметрополитена высоко над крышами домов. ...гиперпоезд под восторженные крики толпы заскользил по оранжевой трубе, оставляя за собой яркий, быстро тающий малиновый след-хвост.

Ведущий вдохновенно описывал перспективы:

- Все небо над Москвой покроется сетью легких транспортных линии - от Можайского округа на западе до Ногинского на востоке; от Клинского на севере до Тарусского на юге.

...Таким образом, в перспективе наш экспресс сможет пересекать Москву за несколько минут» (Николай Желунов «Закавыка»).

ОТ ЛИЧНЫХ МАШИН ОТКАЖЕМСЯ

Вместо обычных легковушек по городу можно будет ездить и летать на специальных автоматических модулях и гравимобилях. Забиваешь в его память нужный маршрут и техника сама тебя везёт. Машину можно будет оставить не только на земле, но и в небе на магнитных и антигравитационных парковках.

Цитата:

«Давно прошло время, когда передвигались по городу на личных авто. Сейчас это не имело смысла, только иногда в междугородних поездках пользовались автомобилями, скорее, по многолетней привычке.

Маршрут Александр загрузил в память модуля заранее, еще из дому, и теперь, устроившись в удобных креслах, оставалось только лишь нажать кнопку «старт».

Модуль аккуратно вышел из своего ряда, отсоединив зарядный разъем, и двинулся к радиалке. Казалось бы, маленькая машинка, на пять мест, автопилот, но по Москве, по тысячу раз проверенному и пройденному маршруту, неслась быстро.

Через десять минут модуль уже встроился в кассетный транспортер. Словно стальные шарики один за другим прилипали модули к длинному магниту. Несколько минут, и целый состав - два сочлененных кассетника - заполнились и, словно не было никакой гравитации, плавно ринулись по маршруту» (Сергей Слюсаренко «Близкие контакты основного рода»).

Цитата:

«...над неровными силуэтами дальних небоскребов, засверкала дорожка из движущихся огоньков. Это была первая в мире трасса для гравимобилей. Для их передвижения мэрия в прошлом году выделила специальный коридор с четырьмя зонами посадки, проходящий в стороне от жилой застройки и крупных торговых центров. Гравимобили были новым видом транспорта и мечтой каждого горожанина» (Сергей Волков «Время не ждёт»).

ПОСЛЕ РЕНОВАЦИИ ПОЯВЯТСЯ НЕБОСКРЕБЫ В 200 ЭТАЖЕЙ

Москва, по мнению фантастов, будет расширяться вверх. Жилые башни начнут собирать, словно пазл, из блоков-квартир на 200 этажей и выше. Во время реновации такое жильё выберут не все.

Цитата:

«Давно, когда началась вторая реновация, жилье в Москве решили делать двух типов - дома на одну семью в поселках ближнего Подмосковья и группы небоскребов в пределах МКАД...

Активное население выбрало высотки, люди на пенсии или работники творческих профессии - конечно, дома.

...Александр любил свой дом. Когда началась вторая волна реновации, он, ни минуты не колеблясь, решил переехать в этот небоскреб. Тогда все фыркали - что это такое, пять гигантских домов с населением в несколько тысяч человек, это же будет толкотня и убогость. Но когда проект завершили, мнение изменилось. Внутри жилого пятилистника оказался благоустроенный парк. Образованный террасами фасад никак не выглядел зубастой челюстью, как предупреждали критиканы... Жизнь в новых домах была сбалансирована и оптимизирована, и внутри каждой башни имелись магазины, рестораны, кафе, детские сады, в общем, практически полный набор городских услуг.

...бассейн на шестидесятом этаже. Вообще бассейны располагались на каждом десятом этаже, но такой, с олимпийской дорожкой, был только тут» (Сергей Слюсаренко «Близкие контакты основного рода»).

НА ДОМАХ ИСЧЕЗНУТ ВЫВЕСКИ

В Москве будущего можно будет свободно любоваться современной и старинной архитектурой. Для этого со всех зданий уберут вывески, указатели и таблички. Чтобы узнать, где находишься, нужно включить на своём смартфоне специальную голограмму и навести ее на улицу. Электроника даже подскажет, есть ли сейчас свободные столики в соседнем кафе.

Цитата:

«Перед вами улица Маросейка. Именно такая, какой вы привыкли видеть ее в последнее десятилетие. Обратите внимание: на этих кадрах вы не заметите никаких вывесок, никаких афиш, никаких рекламных надписей, портящих исторический облик центральной части города и в частности - облик вот этой самой улицы. Если взять фотографии полувековой давности, вы ужаснетесь! Нет, рекламные щиты и перетяжки к тому времени уже убрали, однако хватало и обычных вывесок.

А теперь взгляните, как тот же самый отрезок Маросейки выглядит, если воспользоваться голокроном.

...Здания по обе стороны улицы расцветились аккуратными надписями и указателями: «Аптека», «Кондитерская лавка», «Модный дом Алферовой - в арку направо, 2-й этаж», «Дантист: записаться на прием сейчас», «Армянский переулок - поворот через 100 метров», «Билетная касса: открыть репертуар театров на первую декаду нового сезона»... Номера домов, вывески, таблички - все это последовательно укрупнялось, повинуясь движению пальцев невидимого пользователя. Не нужно было прищуриваться, чтобы рассмотреть указатель на противоположной стороне улицы. Не нужно гадать, в правильном ли направлении ты идешь. Не нужно сомневаться, входишь ты в магазин оптики или в ресторан. Голографический интерфейс предоставлял тебе все данные, вплоть до количества свободных столиков в кафе и наличия ботинок твоего размера в обувном магазине!

...Если вас не интересуют магазины и конторы, вы всегда можете переключиться на экскурсионную опцию интерфейса и, прогуливаясь, читать или слушать исторические справки о каждом здании, мимо которого проходите» (Алекс де Клемешье «Под правильным углом»).