Люди, просидевшие три месяца на карантине, не сильно хотят надевать маски и заходить в магазины.
Фото: Алиса ТИТКО
Арбат оказался самой пострадавшей из-за пандемии улиц – закрылось около 14% кафе и сувенирных магазинов. Сейчас туристы, конечно, могли бы спасти положение, но границы пока еще под замком. «КП» выяснила, сколько за это время еще магазинов и кафе съедут с одной из главных туристических улиц Москвы.
Трафик на Арбате давно сформировался как сугубо туристический.
Фото: Алиса ТИТКО
Нет туристов – нет прибыли
Трафик на Арбате давно сформировался как сугубо туристический. Сюда раньше приезжал практически каждый гость столицы - must visit (должен посетить). Именно поэтому здесь было много кафе и сувенирных магазинов. Все было ориентировано на гостей столицы. Кто же мог подумать, что количество туристов будет равняться нулю и у предприятий практически не будет прибыли. Результат - снижение оборотов магазинов и кафе, а то и вовсе закрытие предприятий.
- Мы предполагаем, что Арбат заживет полной жизнью только после восстановления туристического потока, - говорит Ирина Козина, директор направления стрит-ритейла Knight Frank.
Иду на Арбат. Реально очень много объявлений «мы закрылись», «ликвидация товара», «сдам помещение в аренду». Звоню по телефону.
Сюда раньше приезжал практически каждый гость столицы.
Фото: Алиса ТИТКО
- Мы сдаем сразу два помещения. Еще до карантина закрылся «Центральный гастромаркет», а недавно съехал «Кофе Хауз». Оба помещения с хорошей вентиляцией, чем не могут похвастаться здания на Арбате, потому что расположены в жилых домах, всегда жильцы жалобы пишут. А у нас площади в административном здании, - говорит собственник Ирина.
- А цена на аренду упала? – интересуюсь.
- Немного. Раньше мы просили около 1,5 млн рублей в месяц, а теперь за помещение 165 кв.метров – 1,2 млн рублей, а за площадку 225 кв.метров – 1,3 млн рублей. Между ними есть перегородка, но можно сделать единое пространство.
Предполагаем, что Арбат заживет полной жизнью только после восстановления туристического потока.
Фото: Алиса ТИТКО
Захожу в сувенирный магазин, всего два человека в зале, покупают советскую неваляшку.
- Туристов нет, ничего не покупают. Но и ничего нового из товара у нас пока нет, хотя все сувениры производят в России. Мы уже даже сделали скидки – отдаем три магнита за 100 рублей (по цене одного). Стали продавать маски, воду, мороженое, - жалуется продавец Анара.
Несколько сувенирных магазинов вообще закрылись, вслед за ними салон часов, антикварный магазин. Большие скидки сделали в ювелирных магазинах.
- Мы решили заниматься скупкой золота, серебра, икон, фарфора, потому что прогорели с сувенирами. И непонятно еще сколько ждать, когда вернутся туристы. Поэтому сейчас ликвидация товара - сделали скидки на матрешки, футболки и посуду до 80%, - рассказывает продавец магазина «Souvenirs».
Не рисуют, не покупают
На Арбате нет художников, которые рисовали за короткое время портреты. Стоит несколько уличных музыкантов. Фанаты фотографируют стену Виктора Цоя.
- Хотим снять на память. Скоро здесь будут деревья, лавочки, - говорит москвичка Нина.
Фанаты фотографируют стену Виктора Цоя.
Фото: Алиса ТИТКО
- Тоже слышала, что будет благоустройство. Но саму же стену оставят, - добавляю.
Возле театра Вахтангова пока не обновилась афиша – там по-прежнему мартовский репертуар. Люди по Арбату гуляют, открылись летние веранды, но сама улица «ожила» не вся.
- Ряд магазинов и ресторанов сознательно открыли не все свои заведения, наметив план постепенного возвращения к работе остальных своих точек, - объясняет Ирина Козина, директор направления стрит-ритейла Knight Frank.
К тому же люди, просидевшие три месяца на карантине, не сильно хотят надевать маски и заходить в магазины.
Несколько сувенирных магазинов вообще закрылись, вслед за ними салон часов, антикварный магазин.
Фото: Алиса ТИТКО
- И не будем забывать про сезонность – в Москве наступило долгожданное лето с теплой погодой, что вдвойне приятно для населения после длительного режима самоизоляции. Люди стараются по максимуму проводить время на свежем воздухе. А также сейчас резко снизились доходы населения, - говорит Марина Маркова, руководитель направления street retail компании «Магазин Магазинов».