Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Далеко не все так называемые патриотические, выполненные под заказ композиции уходили в массы и становились народно любимыми. А этот музыкальный шедевр превратился в настоящий символ майских праздников, «весенний гимн», написанный еще в далеком 1937 году. Дело в том, что в СССР после каждого парада и демонстрации на Красной площади традиционно выпускался документальный фильм-отчет. На 20-летие Первомая режиссер Михаил Слуцкий решил включить в отчет новую песню. "Чтобы в первой строфе было утро, а дальше — день, вечер, и завтрашний рассвет», - вспоминал поэт-песенник Евгений Долматовский. Режиссер решил поручить написать такую песню композиторскому дуэту братьев Покрасс и признанному "красному поэту» Василию Лебедеву-Кумачу. Поэт вспоминал, что стихи и музыка к песне создавались по отдельности. Сначала - его стихи. Однако, когда он услышал мелодию, воскликнул, что что-то примерно такое и напевал, сочиняя слова, некий внутренний музыкальный слух подсказал ритм. Безусловно, песня прижилась и из-за запомнившейся мелодии. Братья-композиторы Покрасс (двое из четырёх братьев), которые, по отзывам, дополняли друг друга противоположными характерами, писали ее несколько дней. Притом, в разных комнатах. Запев придумал один из братьев, припев — другой.
Лебедев-Кумач написал всего шесть куплетов, но с годами музыка оставалась неизменной, а в слова вносились корректировки. Изменили и первоначальное название песни. Сперва ее назвали именем российской столицы - «Москва». После развенчания культа личности третий куплет с упоминанием имени Сталина выкинули.
Первым песню записал в 1937 году Наум Хромченко. Однако братья-композиторы были недовольны таким голосовым решением, отмечали, что писали для дуэта. В дальнейшем композицию записали Владимир Бунчикова и Владимир Нечаева. А также Андрей Соколов и Евгений Кибкало. В последующем с «Москвой майской» выступали хор Александрова, Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения, ВИА Голубые гитары, София Ротару. В 2011 году ее исполнил сводный хор исполнителей из России и Северной Кореи, которым дирижировал композитор, художественный руководитель и главный дирижёр Президентского оркестра РФ Павел Овсянников.
Стихи к песне не обошли стороной скандалы. Всем запомнилось такое ее начало: Утро красит нежным светом \ Стены древнего Кремля, \ Просыпается с рассветом \ Вся Советская земля.
Но в первой публикации стихотворения в мае 1937 года начало было иное:
Вечер тает в белой дымке
В ярком зареве зари
И на ножке-невидимке
Блещут бусы-фонари.
После публикации первого варианта стихотворения к председателю Союза писателей Александру Фадееву пришел возмущенный поэт Абрам Палей и показал ежемесячник "Свободный журнал" за январь 1915 года (то есть, задолго до творения Лебедева-Кумача), где на странице 69 красовалось стихотворение Палея "Вечер":
Город замер в сонной дымке,
Гаснет зарево зари,
И на нитке-невидимке
Блещут бусы-фонари.
был скандал, собрали пленум правления Союза советских писателей, о чем Юрий Олеша так вспоминал в мемуарах: "Позавчера в Клубе писателей Фадеев разгромил Лебедева-Кумача. Сенсационное настроение в зале. Фадеев приводил строки, свидетельствующие о плагиате... В публике крики: позор!" В это время готовился к печати сборник Лебедева-Кумача, который так и назывался "Москва майская". Автор успел внести в корректуру изменения: заменил два четверостишия, которые были плагиатом, восьмистишием о Сталине:
Солнце майское, светлее
Небо синее освети.
Чтоб до вышки мавзолея
Нашу радость донести.
Чтобы ярче заблистали
Наши лозунги побед,
Чтобы руку поднял Сталин,
Посылая нам привет.
Попробуйте-ка теперь поднять руку на эти стихи! Палея же, между прочим, посадили, обвинив «в подготовке заговора против Сталина и Маленкова».
Примечательно, что эту песню любили петь люди в Великую Отечественную войну. В годы лишений она вдохновляла и объединяла советских людей. 2Какими нужными оказались людям — для веры, для обороны, для будущей победы — слова о том, что никто не сможет победить Москву! «Никем непобедимая!». Тысяча митингов не сумели бы сделать того, что делала эта песня с сердцем человеческим", - писал Долматовский.
Долгое время «Москва майская» считалась «визитной карточкой» первопрестольной. Да и сегодня песня, прожившая столько лет вместе с российским народом, заряжает оптимизмом…