Премия Рунета-2020
Москва
+12°
Boom metrics
Общество11 мая 2022 11:55

В Москве бизнесу дают 1 млрд рублей, чтобы создать новый «Макдоналдс»: почему предприниматели не спешат делать русский фастфуд

Узнали, кто получает гранты и почему даже с такой поддержкой заменить иностранцев пока не получается
Фастфуд — один из столпов повседневной жизни москвича. А еще работа для примерно 300 тысяч человек.

Фастфуд — один из столпов повседневной жизни москвича. А еще работа для примерно 300 тысяч человек.

Фото: Иван МАКЕЕВ

В Москве бизнесу готовы раздать до 1 млрд рублей грантов на открытие общепита. Субсидию мэрия анонсировала в марте, когда западный фастфуд начал «приостанавливать работу» своих заведений.

Почти два месяца закрыты McDonald’s, кофейни Starbucks. Однако компании продолжают платить аренду и жалованье сотрудникам в России – в надежде вернуться на благодатный для них рынок.

Burger King, Pizza Hut, Subway и KFC открыты, потому что это франшиза. То есть напрямую не подчиняются западным основателям. Наши предприниматели покупают право работать под вывеской в обмен на обещание соблюдать строгие стандарты и делать отчисления владельцам.

«РУСЬБУРГЕР» ПОКА НЕ ИЗОБРЕЛИ

А между тем народ хочет кушать – вкусно, быстро и недорого. Из этих трех составляющих, собственно, и складывается фастфуд. Аналитики Focus Technologies посчитали, что оборот (это выручка, из которой не вычли налоги, расходы на зарплату, аренду и т.д). «быстрой еды» за два месяца (март-апрель) вырос на 16%.

Фастфуд — один из столпов повседневной жизни москвича. А еще работа для примерно 300 тысяч человек.

Так что идея с грантами пришлась по душе акулам общепита.

Антон Пинский («Сыроварня», «Колбасный цех», «ТоДаСё», «Магадан» и другие) хочет запустить еще пять-семь ресторанов средиземноморской и азиатской кухонь. Управляющий фудмоллом «Депо» и сетью «Чайхона № 1» Алексей Васильчук заявил, что будет запускать сеть фастфуда с мировыми кухнями. Певец и основатель бургерных Тимур Юнусов, он же Тимати одним из первых сказал, что подаст заявку и откроет конкурент «Мака» с аналогичными ценами. Но пока это заявления. Реальных получателей не так уж и много. Власти обтекаемо говорят: «заявок несколько десятков». Ждут, что в мае, начале июня их будет больше. Ибо деньги дают на уже созданное заведение, а не под проект. Покажи, что создал рабочие места, кормишь народ, а потом получай миллионы.

Когда о грантах только заговорили, воображение рисовало, что вот-вот на смену чизбургерам придут «русьбургеры». Найдется пассионарий, который вложит душу и деньги в создание национального фастфуда. Но бизнес идет проторенным путем.

КТО ПОЛУЧИЛ ГРАНТЫ

Грант дали восьми предпринимателям. В списке пара кофеен, пекарни, бургерная и два сетевых ресторана «Теремок». Основатель и управляющий «Теремка» Михаил Гончаров сказал, что заявки будут подавать и дальше, чтобы открыть еще шесть-семь новых заведений.

Ирина Стречень начинала как отельер. Теперь решила попробовать себя и в общепите. Ее заведение Coffebistro расположилось в бизнес-центре у метро «Таганская». Подают кофе, чай, холодные напитки, кормят бургерами, сэндвичами. Еду заказывают на фабрике-кухне.

— Давно хотела кофейню, но не решалась. Тут началась программа грантов. 11 апреля мы открылись. Через неделю подала заявку. Документы стандартные для любого владельца общепита. Есть служба поддержки, которая в Telegram или по телефону консультирует. 6 мая перечислили 1,5 млн рублей. Денег хватит, чтобы окупить вложения — оборудование, посуда, плата за аренду. Поскольку открывала заведение на свои средства, грант хочу потратить на еще одно кафе, — рассказала Ирина Стречень kp.ru.

Николай Шорохов владелец шведской кофейни Ska vi FIKA? — «Пошли на фику?» на Мясницкой. Словом «фика» – шведы называют перерыв на работе, когда вы идете выпить кофе и отвлечься.

— Нам выделили 1 млн рублей. Денег хватит, чтобы покрыть часть расходов и выкупить часть оборудования из аренды — это ощутимая поддержка для нашего маленького бизнеса. Но, например, для заведения размеров «Шоколадницы», чтобы запуститься, нужно в разы больше средств, — объясняет Николай kp.ru.

Субсидию мэрия анонсировала в марте, когда западный фастфуд начал «приостанавливать работу» своих заведений.

Субсидию мэрия анонсировала в марте, когда западный фастфуд начал «приостанавливать работу» своих заведений.

Фото: Иван МАКЕЕВ

ВОПРОС РЕБРОМ

СМОЖЕТ ЛИ НАШ ФАСТФУД ЗАМЕНИТЬ ИМПОРТНЫЙ?

Когда пошли новости о закрытии McDonald’s, Starbucks и потенциальном уходе прочих брендов из Москвы, часть комментаторов в соцсетях ликовала. Мол, фастфуд душит отечественный бизнес и ничем полезным людей не кормит. Ирина Стречень (Coffebistro) подобную эйфорию не разделяет.

— Это международные сети с очень крутыми стандартами работы. Учиться надо у лучших. С них нужно брать пример — это идеально выстроенный бизнес. С другой стороны, кажется, что все заведения и форматы уже открыты, но это не так. Москва — огромный мегаполис. Всегда есть куда расти, придумывать свое и искать новые локации. Мое кафе практически в центре города, но поблизости нет мест, где можно было бы перекусить и выпить кофе.

Николай Шорохов (Ska vi FIKA?) смотрит на ситуацию еще оптимистичней:

— Если уйдут иностранные бренды, будет ощутимое освобождение ниш. Это отличная возможность для роста и развития бизнеса. Рынок кофе в России только начинает формироваться. С уходом, например, Starbucks стало еще выгоднее развиваться в этом направлении. Но есть опасение, что у населения упадет доход, тогда хороший кофе будет некому покупать.

Ризван Расаев, создатель заведений Space Kebab и Brisket в фудхолле «Графит»:

- Не оставить людей голодными — не то же самое, что создать отечественный «Макдоналдс». Секрет успеха западного фастфуда — профессионализм на всех этапах построения бизнеса. Главное — сервис, скорость, неизменный вкус, низкие цены. Гость точно знает, что получит от своего визита. В таких заведениях не станут выяснять, правда ли перепутали заказ и был ли волос в мороженом. Его просто переделают. Клиентоориентированность за очень скромные по меркам ресторанного бизнеса чеки.

Чтобы сегодня запустить один бюджетный ресторан быстрого питания, необходимо вложить минимум 2 миллиона рублей. Создать в ближайшее время коммерчески успешную франшизы без поддержки государства, в том числе финансовой, будет сложно.

КСТАТИ

Альтернативой могут стать фудтраки

Они же мобитраки или фургоны. Едальни на колесах — прицепы, внутри которых обустроена мобильная кухня, касса и окно выдачи. В них можно перевозить стулья и столики, чтобы выставлять рядом с точкой.

В марте в центре Москвы несколько дней работали 16 мобитраков. Причем ставили их рядом с «приостановившимися» «Макдоналдсами». Кормили шавермой, бургерами, блинами. Но проработали лишь три дня. Это был эксперимент.

Сейчас в столице фудтраки не могут стоят, где вздумается. Надо обязательно арендовать землю. Исключение — фестивали. Хотя прелесть такого бизнеса как раз в формате: перемещаешься по местам концентрации покупателей и всем хорошо.

О том, чтобы разрешить мобильным едальням работать, где удобно, говорят уже шестой год. Но поправки в закон не приняты. Возможно, теперь дело сдвинется с мертвой точки. Пустой фудтрак под бизнес стоит от 1 млн рублей. Еще 2-3 млн нужно, чтобы купить технику, продукты, расходники и начать работать.

КОНКРЕТНО

Кого в Москве поддержат рублем

Претендовать могут юрлица или индивидуальные предприниматели, которые открыли точку быстрого питания с 16 марта 2022 года. При этом она должна работать в «среднеценовом сегменте» (средний чек не выше 700 руб.) и быть именно фастфудом — без бронирования столиков, платы за вход и т.д.

Просить грант можно на несколько заведений одновременно. Сумма зависит от площади точки. До 25 «квадратов» - 1 млн рублей, до 50 кв. м - 1,5 млн и т.д.. Максимально можно получить 5 млн рублей, если заведение более 250 кв. м.

Заявки принимают на сайте i.moscow до 30 июня. Там есть подробная инструкция. Справки по телефону +7 (499) 444-16-15.