Премия Рунета-2020
Москва
+17°
Boom metrics
Происшествия
Эксклюзив kp.rukp.ru
25 июня 2022 11:16

В Москве задержали группу, которая прямо на ходу воровала из машин подушки безопасности

Ушлые ребята потрошили только автомобили каршеринга, но эксперты не исключают, что в будущем жертвами могут быть и частные легковушки
Авторы (2):
Раньше такие кражи случались, но все-таки были довольно редкими

Раньше такие кражи случались, но все-таки были довольно редкими

Фото: EAST NEWS

В последнее время в столице началась серия необычных автомобильных краж. Загадочные воры похищают из машин… подушки безопасности. Они же системы пассивной безопасности. Они же SRS.

- Раньше такие кражи случались, но все-таки были довольно редкими. А сейчас - уже больше десятка случаев за несколько недель, - рассказал Kp.ru источник в правоохранительных органах. - Причем орудует, судя по всему, одна и та же группа людей.

Некоторые связывают новый тренд с недавними новостями о том, что российскому автопрому официально разрешили выпускать легковушки без некоторых агрегатов, которые производились за границей и после весеннего пакета антироссийских санкций к нам теперь не завозятся. В их числе - подушки безопасности и антиблокировочные системы. Насколько известно, уже в июле с учетом нововведений начнут собирать «Нивы» и «Лады Ларгусы» (пока, правда, производители не сообщают, чего именно в них не будет). К слову, такие машины планируют продавать дешевле прежних, где все эти агрегаты прилагались. Некоторые конспирологи считают, что кражи воздушных подушек связаны именно с будущими продажами машин без SRS. Мол, кто-то ушлый загодя начал готовиться - частники будут искать на рынке эти самые подушки, тут барыги и активизируются…

«СНИМАЮТ ПРЯМО НА ХОДУ»

- На данный момент известно о более чем десяти случаях краж подушек безопасности, совершенных в разных районах Москвы, - продолжает источник. - Но все эти эпизоды объединены в одно уголовное дело («Кража, совершенная группой лиц» - до 10 лет лишения свободы, - Авт.).

Пока жертвами «подушечных» воров становились исключительно машины каршеринга, причем всегда одной и той же модели - «Шкода Октавиа». Чтобы совершить кражу, двое преступников берут автомобиль, используя аккаунты, заведенные на подставных лиц.

- Один преступник ведет машину, второй, сидя на кресле переднего пассажира, прямо на ходу снимает подушку безопасности, - говорит наш собеседник. - Почему на ходу? Видимо, из соображений безопасности. Чтобы не вызывать подозрение у системы тем, что машину пользователь взял, но никуда не едет. А так они наматывают круги, пока идет работа.

В одном из эпизодов, например, воры прокатились по Рассказовке, вернувшись к тому же дому, откуда начинали свой путь. Работают явно товарищи с определенной сноровкой и большим опытом - поездки, во время которых исчезали подушки безопасности, длились не более 25 минут.

- Более того, исчезновение эйрбэгов (воздушных подушек) обнаружили не сразу, а только после планового техобслуживания одной из пострадавших машин, - объясняет источник.

Дело в том, что подушка (это небольшая коробочка размером меньше кирпича) снимается через перчаточный ящик (он же бардачок). Знающему человеку для этого достаточно одного ключа и отвертки. При этом если после кражи подушки водителя система бы мигала, сообщая о проблемах с SRS, пассажирская подушка отключается одним движением - тумблер просто переводится в другое положение. Так что выявить кражу можно было только практически случайно.

- Начали проверять другие машины и постепенно выяснили, что преступники действовали, используя всегда только два липовых аккаунта.

По информации kp.ru, участников группы уже задержали. После этого кражи подушек прекратились.

ЦЕНА ВОПРОСА

Возникает вопрос: какие деньги зарабатывают воры с этих подушек?

Во всех случаях кражи совершались из машин одного и того же оператора каршеринга. В своих заявлениях сотрудники компании указывали сумму ущерба - от 143 до 190 тысяч рублей.

- Нет, подушка безопасности, даже новая, столько не стоит. Вероятно, в эту сумму включены не только сама подушка, но и ее установка, а также финансовые потери из-за простоя машины на ремонте, когда она не может приносить доход, - рассказала kp.ru совладелица автосервиса «Автосвита» Мария Посеницкая. - Подушки безопасности это вообще довольно редкая деталь, которая меняется нечасто. Чаще всего - после аварии. Поэтому такие запчасти не держат на складке просто так. Раньше, до санкций, это была настоящая история, нужно была заказывать у официального дилера. А теперь, когда поставки заграничных запчастей практически иссякли, это еще сложней. (См. «Кстати»).

- Куда воры девают подушки?

- Несут людям, которые занимаются разбором краденых машин. Или сами продают через интернет. (В Сети полно объявлений о продаже б/у SRS нового поколения для «Шкод Октавиа» - в среднем они стоят до 15 тысяч рублей, - Авт.). Учитывая дефицит новых заводских запчастей, кто-то из клиентов наверняка согласится на бэушную подушку безопасности. Его, конечно, заверят, что она была снята при разборе попавшего в аварию автомобиля.

Конечно, у любого агрегата есть свой индивидуальный номер, но если подушка уже установлена в новую машину, кто и когда полезет проверять циферки?

ЖДАТЬ ЛИ ВСПЛЕСКА КРАЖ?

Кстати, версию о кражах SRS для дальнейшей установки на будущие бесподушечные «Лады» и прочие российские авто эксперт наотрез отвергает. Объясняет: эйрбэг (воздушная подушка) от «Шкоды Октавиа» подойдет только для машины этой же модели. В таком случае, почему преступники воруют агрегаты именно с них?

- Данная модель очень распространена именно в каршеринге и такси. Соответственно, автомобили используются часто, разными людьми, периодически попадают в аварии. Подушки срабатывают. Им требуется замена. Так что логика такая.

Некоторые прогнозируют, что тем не менее после выхода с конвейера российских машин без подушек безопасности эти самые SRS начнут воровать уже не с каршеринга, а с частных с «Лад», «Нив» и так далее. При этом на данный момент на сайтах бесплатных объявлений пруд пруди предложений на эйрбэги - с ценниками от 5 до 15 тысяч рэ. Дефицита на них нет.

- Любые автокражи были, есть и будут, - считает Мария Посеницкая. - Но я бы не сказала, что последние месяцы что-то существенно изменилось. Это больше паника на фоне санкций. По крайней мере, наш автосервис не наблюдает какого-то колоссального роста краж. Иначе потянулись бы клиенты, у которых что-то с машин «подрезали». А этого нет.

КСТАТИ

Как выросли цены на запчасти в России

Ситуация такова. Производители запчастей для американских и европейских моделей на фоне санкций полностью прекратили поставки в Россию. Японских машин это касается в меньшей степени. Нет проблем только с «корейцами» и «китайцами».

На складах в России еще остаются оригинальные детали и агрегаты на иностранные авто, но цены на них серьезно подскочили.

- Например, различные фильтры в зависимости от марки, модели автомобиля на пике ажиотажа стали дороже на 50 - 400%, тормозные колодки - на 40 - 300%, ремни ГРМ (газораспределительного механизма) - на 40 - 200%, моторные масла - на 30 - 150%, - рассказала Мария Посеницкая.

На неоригинальные детали (их делают в Китае и Турции, но завозят к нам через ОАЭ) цены тоже прилично выросли.

При этом еще в середине мая в Правительстве РФ подписали постановление о параллельном импорте. В списке товаров, которые в России теперь можно завозить через третьи страны, не уведомляя об этом прямых производителей, указаны и автозапчасти. Но на наш рынок это не повлияло. Пока.

Эксперты объясняют, что переход на новые рельсы займет какое-то время.

- Мы пока не почувствовали какие-то изменения по сравнению с весной, - продолжает Посеницкая. - Если чего-то не было из оригинальных запчастей, то этого пока и нет. Но понятно, что компаниям-поставщикам для организации новых логистических цепочек нужно время. Так что надеемся, что в скором времени к нам снова полетят самолеты и поплывут корабли с оригинальными запчастями.