Премия Рунета-2020
Москва
+17°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
17 мая 2023 4:00

Концлагерь для собак: Москвичку обвинили в том, что она морит голодом десятки животных, а она уверяет, что просто их спасает

История закрутилась в начале мая, когда в соцсетях появились фотографии изможденных собак
Собаки были сильно истощены, но никаких «проблем с метаболизмом» у них нет - в приюте они начали постепенно набирать вес. Фото: Предоставлено волонтерами

Собаки были сильно истощены, но никаких «проблем с метаболизмом» у них нет - в приюте они начали постепенно набирать вес. Фото: Предоставлено волонтерами

Обычный подъезд столичной девятиэтажки в Марьино. Очень чистенький подъезд. На этаже всего по две квартиры. На втором этаже стоит паренек, зависает в соцсетях. Спрашиваю его про концлагерь для животных. У молодого человека глаза округляются:

- У нас в подъезде? Да ладно?! Неее, не слышал, расскажите!

ОБМАН ВО СПАСЕНИЕ

История эта закрутилась в начале мая, когда в соцсетях появились фотографии изможденных собак. Обычные дворняги выглядели так, будто в последний раз ели недели две-три назад. Позвоночник и каждая из косточек буквально просвечивали через шерсть.

«В квартире женщина держит 16 собак и 14 кошек. Собаки – в клетках и намордниках, чтоб не гавкали и не бегали по квартире (некоторым, по ее же рассказам перевязывает морду скотчем). Истощены до состояния, близкого к смертельному. Мы не знаем, сколько им осталось времени. Дорога каждая минута».

Сейчас этот пост из соцсетей уже удален. Но свое дело сделал: уже на следующий день, 5 мая, у указанного дома стояли волонтеры и полицейские. Дверь, по словам зоозащитников, им не открыли. На следующий день в полицию обратились представители приюта «Супер Собака», на место сразу выехал участковый с коллегами. Им удалось попасть в квартиру. Следом туда запустили и волонтеров.

- Это трешка, неухоженная с ободранными обоями. Внутри очень много собак и кошек. Большинство из них сильно истощены. Мы пять часов вели переговоры с хозяйкой животных, в итоге смогли забрать лишь восемь собак – и то по договору передачи под опеку фонда на месяц, - рассказала корреспонденту «КП» руководитель приюта Мария Серегина. - Получатся, к 6 июня мы должны их вернуть. Но куда? Обратно в клетки? Что их ждет дальше?

Фото: Предоставлено волонтерами.

Фото: Предоставлено волонтерами.

«НЕМНОГО ХУДОВАТЫ»

Чтобы понять это, я и приехала в Марьино. Пацаненку из подъезда показываю фотографии собак, которые волонтеры размещали в интернете. Он потрясенно молчит.

Решаю, что не стоит показывать видеозаписи, на которых некая женщина (предположительно - хозяйка животных Светлана) рассказывает, как связывает пса, который «гавкает, как дурачок» и рассаживает свой зверинец по клеткам, чтобы соседка снизу не жаловалась на топот.

Поднимаюсь выше – поговорить с соседями. Не может же такой домашний зоопарк существовать в тайне от них. На всех этажах, как и возле квартиры с собаками очень тихо – ни гавканья, ни скулежа. Как будто и нет никаких животных.

- Кошек не видел, я с ней особо не общаюсь. Собак – да, она выгуливает их по две утром и вечером, иногда ей сын помогает. Собаки худые, это правда. Но может, у них метаболизм такой. На фотографиях все хуже выглядит, чем в жизни, - рассказывает один сосед.

- Она же их спасала - с улиц, с приютов, - заверяет другой сосед. - Точно гуляла с ними. Дважды в день! И кормила: я видел, как ей огромные упаковки кормов привозили. Кто? Не знаю, это уж вы у нее спрашивайте.

«ЛУЧШЕ Б ПОМОГЛИ»

В ответ на мой стук в дверь, где-то внутри квартиры раздается дружный многоголосый лай. Потом звучит строгий мужской голос. Лай смолкает. Открывается дверь, меня обдает вонью, выходит молодой человек. Дверь закрывается, отсекая звуки и запахи.

Сергей – сын Светланы, хозяйки зверинца из Марьино. Обычный парень. В меру упитан, хорошо одет. Говорит, что с мамой не живет, заехал по делам.

- Пост выложила женщина из соседнего дома. Обманула маму: обещала, что сфотографирует собак, чтобы им корм предоставили, а сама выставила все так, будто она издевается над животными, - хмурится Сергей.

- А это не так?

- Нет, это чушь, у моей мамы с детства собаки, если бы она была живодеркой, они бы боялись ее, наверное, - объясняет молодой человек.

- А вы сами к такому количеству животных как относитесь?

- Я тоже люблю животных, но такое большое количество, конечно, трудно содержать, - уклончиво отвечает Сергей. - Но никто собак голодом не морит. Вот тут в тумбочке возле двери у нас все кормом забито, смотрите.

Он открывает дверцу. Тумбочка пуста. Парень не смущается: вот, мол, крошки, а обычно корм. Но не сухим кормом единым – мама еще кастрюлю еды им готовит обычно.

- Я не знаю, почему собачки наши худенькие, может, не доедают по каким-то причинам, - пожимает он плечами. - Но таких забрали, подлечат. Остались хорошие собачки, пухленькие.

- А можно посмотреть?

- Нет, я сейчас занят, а ее нет. Да вы с ней созвонитесь, я думаю, она не откажется от помощи.

Светлана отказывается назвать точное количество животных у себя дома. Фото: Предоставлено волонтерами

Светлана отказывается назвать точное количество животных у себя дома. Фото: Предоставлено волонтерами

«МНЕ ПОМОЩЬ НЕ НУЖНА!»

К моему удивлению, от помощи Светлана, когда до нее удалось дозвониться по телефону, все же отказывается:

- Мне помощь в принципе не нужна. Мне предложили, я согласилась, но меня обманули. Кто обманул? Соседка моя – непонятно, зачем ей это надо. Такое впечатление, будто за что-то отомстить хочет. Собаки изначально были худые, я их никак откормить не могу. Даже в ветеринарку ходила, анализы сдавала. Говорят, что такое бывает.

Светлана отказывается назвать точное количество животных у себя дома (часть кошек, по ее словам, она уже раздала, об оставшихся говорить не хочет). Она отрицает, и то, что связывала собак и держала их в клетках, и то, что ей кто-то помогал кормом, мол, все сама.

- Мне никто не помогает. Тех собак, что увезли – это вся помощь. Пообещали вылечить их и вернуть.

- А вы хотите, чтобы их вернули?

- Обязательно. Мы и не обговаривали другого. Пристройство – это уже после того, как они вернутся. Я хочу тоже посмотреть, как у них это все получится.

По словам волонтеров, на нормальном питании собаки хорошеют буквально на глазах. Появились силы играть в мячик. У всех, кроме хаски Призрака.

- Его состояние было хуже всего, поэтому несколько дней он провел в стационаре интенсивной терапии в ветклинике, - рассказала Мария Серегина. - По словам врачей, у него анемия и сильная степень обезвоживания. Такое состояние может быть связано с ненадлежащим уходом, отсутствием еды и питья. Ему чуть получше, но мы до сих пор делаем ему капельницы, так что восстановление будет долгим.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

«Может принести вред себе и окружающим»

Светлана Зиберт, зооюрист

- Для начала тут нужно разобраться, насколько вменяема хозяйка животных. Принудительное психиатрическое освидетельствование возможно, если есть основания предполагать, что у человека есть серьезное психическое заболевание и что он может причинить вред себе и другим. Полиция может направить соответствующие материалы врачу. Если человек болен, его забирают в стационар, а животных временно отправляют в приют. Когда хозяин выздоровеет, может обратиться туда, чтобы ему животных вернули. Если человек здоров, то идет речь о возбуждении уголовного дела по факту жестокого обращения с животными. И если будет установлено, что собаки действительно сидели в тесных клетках и морды им заматывали скотчем, что повлияло на их здоровье, то ОВД вправе изъять животных как вещдок на время расследования и до вынесения приговора отдать их на ответственное хранение в приют. Такая практика есть. Далее судьбу животных будет решать суд.

Кроме того, в Гражданском кодексе есть норма, которая позволяет принудительно выкупить животных, с которыми плохо обращаются. Это может сделать любое заинтересованное лицо, главное, чтобы суд принял обеспечительные меры, чтобы передать их в приют для их же безопасности. Также есть процедура обращения в суд прокурора с иском о признании деятельности по содержанию животных в таких условиях незаконной и вынесения запрета на подобные действия. Тут также важно вовремя принять обеспечительные меры.