Здание на Никольской, которое мы видим сегодня, выстроено по проекту архитекторов Бакарева и Мироновского на рубеже XVIII - XIX веков.
Фото: Shutterstock
Говорят, нынче в интеллигентном обществе за спойлер морду бьют. Спойлер - это когда на первых страницах детектива, который начала читать теща, зять пишет имя убийцы. А я вот испытываю такую личную неприязнь к людям, пересказывающим содержание экскурсии, - кушать не могу! С другой стороны, как понять - годное мероприятие или обдираловка? Поэтому о Печатном дворе на Никольской улице, 15, расскажу лапидарно - в модном жанре саммари.
Главная изюминка - вы попадете в место, куда так просто с улицы не зайдешь. Если только вы не студент или сотрудник историко-архивного института, который и располагается за заманчивым нежно-голубым фасадом в псевдоготическом стиле.
Над внутренним убранством трудились палехские мастера.
Дело близится к весне, но все же не пренебрегайте предупреждениями на туристических сайтах. Одевайтесь теплее! Большая часть экскурсии идет на улице и в палатах, где не топили, кажется, со времен Ивана IV, по повелению которого и был основан Печатный двор (а это, между прочим, середина ХVI века). Нам повезло заявиться сюда в самую стужу. Не способствует холод усвоению исторического материала, скажу я вам.
А здесь по большей части придется слушать лектора. Это не музей! Есть, конечно, что-то напоминающее экспонаты, вроде крошечной модели станка, на котором Иван Федоров и напечатал своего «Апостола». Но в остальном придется напрячь память, включить смекалку и фантазию (хорошие гиды задают каверзные вопросы для разогрева публики).
И вы не стесняйтесь задавать вопросы гидам, они это любят. Над первой массовой книгой (предположительно «Апостола» напечатали около 1500 экземпляров, по современным меркам приличный тираж) вместе с Федоровым работал Петр Мстиславец, а в истории остался один мастер - почему? По легенде, просвещенный царь даже присутствовал при печати заглавного листа «Апостола», но подарочного экземпляра так и не получил, а Федоров и вовсе сбежал за границу - что же случилось? В целом любая экскурсия - повод вернуться к истории, чтобы узнать немного больше.
На изразцах печей в палатах повторяется мотив льва и единорога.
Сможете подняться на уцелевший кусочек китайгородской стены и взглянуть на Большой театр и площадь Революции сквозь ласточкины хвосты. Еще одна монетка в копилку «и я там был».
Для кого-то Печатный двор станет очередным мемом «Ожидания. Реальность». На фоточках сайтов - цветистая роспись сводов и сияние печных изразцов со львом и единорогом. На самом деле все это есть - и узоры «а-ля рус», и майоликовые печи. Но еще следы не очень интенсивной реставрации. А поскольку ремонт легче не начинать, чем завершить, отнеситесь к сколотой плитке и окнам, заклеенным скотчем, философски.
Конкретно
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
На многих экскурсиях проводят мастер-класс. Гусиным пером и чернилами на серой бумаге и мы писали челобитные. Потом бережно свернули в рулончик, несли в руках, чтоб не помялись. И забыли на кассе самообслуживания в супермаркете. Какой-нибудь покупатель или мерчандайзер развернул. А там: «холоп Елена челом бьет». Да еще старославянской кириллицей. Что тут подумаешь? Однако пока ни одна «разыскная собака» ко мне не заявилась, а значит, ни один Шпак куда надо не позвонил.
Мнение автора может не совпадать с мнением других экскурсантов.