Премия Рунета-2020
Москва
+11°
Boom metrics
Общество15 марта 2024 7:30

Электросамокатчиков в Москве будут проверять на знание ПДД: без экзамена за руль не пустят

В Москве будут проверять владельцев электросамокатов на знание ПДД
Один из проектов, связанных с безопасностью СИМ, станет тестирование пользователей на знание правил дорожного движения

Один из проектов, связанных с безопасностью СИМ, станет тестирование пользователей на знание правил дорожного движения

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА.

В конце марта в Москве традиционно откроется сезон арендных электросамокатов. Впрочем симмеры на собственных устройствах (СИМ — «средство индивидуальной мобильности», так они прописаны в законе) уже колесят по сухому асфальту. Мы не просто разводим две этих категории: для пользователей кикшеринга правила, пока что, строже. Например, есть запрет на управление лицами младше 18 лет.

Накануне сезона глава Дептранса, заммэра Максим Ликсутов сказал:

«В этом сезоне вместе с операторами и Госавтоинспекцией продолжим повышать безопасность поездок. Например, операторы планируют ввести в приложениях идентификацию пользователей, тестирование на знание ПДД и рейтинг пользователей. Это позволит выявлять тех, кто ездит не по правилам и блокировать таких пользователей» (цитата по «РИА Новости»)

Подробностей, как и что будет работать он не привел. Однако все три заявленных новинки, пусть и не кардинально, но значительно упорядочивают СИМ-сферу. По крайней мере, прокатную. Вот как это все будет устроено.

1. Личико к осмотру — идентификация

Сейчас не все кикшеринговые приложения интересуются, кто арендует самокат. Главное, что привязана банковская карта. Некоторые просят фото паспорта, другим достаточно номера телефона. При том пользоваться кикшерингом в Москве легально только с 18 лет (а вот частными СИМ — в любом возрасте, парадокс!). Но ничего не мешает подросткам взять карточку родителей, старших товарищей и пойти кататься.

Идентификация — самое сложное из нововведение. Запрашивать селфи арендующего каждый раз можно, но сколько времени уйдет на проверку? К тому же это нивелирует одно из достоинство кикшеринга — взял и поехал без долгих прелюдий. Очевидно, для сверки фото и селфи будут использовать нейросетевые алгоритмы распознавания лиц.

А еще идентификация — шаг на пути к штрафами симмеров через камеры (когда сделают специальное программное обеспечение) и дополнительный контроль за лихачами. Ведь сейчас наказать нарушителя рублем де-факто может только инспектор ГИБДД, если, что называется, схватит за руку.

2. Нарушал? Самокат не получишь

Упомянул Ликсутов и рейтинговую систему пользователей. Такую, например, используют агрегаторы такси. Если не знали, водители тоже ставят оценку пассажирам. Много «колов» и «двоек», пользователя заблокируют. Или могут медленнее подбирать машину.

В кикшеринге оценивать пользователей, очевидно, будут на основе жалоб других людей (если успеют снять номер лихача) и разных официальных источников.

— Собственный рейтинг пользователей мы тестируем с прошлого сезона. Мы строго следим за соблюдением ПДД, собираем информацию о нарушениях со стороны Департамента транспорта, ЦОДД, ГАИ Москвы, — рассказали KP.RU в сервисе Юрент. — Мы также запустили выделенную линию поддержки, в которую любой желающий может направить информацию о нарушениях ПДД на наших самокатах. Каждый кейс отрабатывается: мы сделали градацию санкций от предупреждения до блокировки. При повторных или серьезных нарушениях, например, передача аккаунта несовершеннолетним, блокируем пользователя в нашем приложении.

Очевидно, аналогичную «юрентовской» систему примут все операторы.

3. За руль пустят только «экзаменованых»

Сколько копий сломано (и сколько еще сломают!) вокруг вопроса, надо ли водителям СИМов сдавать экзамен на знание ПДД. Вроде бы велосипедисты его не сдают, а вот обладатели даже маломощных мопедов — должны. К самокатчикам в обществе особая нелюбовь. Потому инициативы по всяческому их огранчению, экзаменации встречают восторженно.

— Один из проектов, связанных с безопасностью СИМ, станет тестирование пользователей на знание правил дорожного движения. Вопросы будут проверять знания, например, о правилах пересечения проезжих частей на электросамокате, езде на нем с «пассажирами», правильной парковке и остальном. Мы считаем, что тестирование позволит пользователям лучше ориентироваться на дороге во время езды и, как следствие, повысит общую культуру пользования СИМ, — рассказали в Юрент.

Как именно будет проходить экзамен и кому его предстоит пройти, ни один сервис «Комсомольской правде» не рассказал.

Однако источники издания из индустрии кикшеринга пояснили: тест будет прямо в приложении, около 10-15 вопросов. Сдавать его нужно будет либо новичкам, либо тем, кого уличили в нарушении. Перед этим в приложении наглядно покажут и расскажут в презентации про все ПДД для самокатчиков (их не так уж много).

Суровым экзамен не будет и после провала его можно будет прямо в приложении и пересдать.

Введение всех трех новинок в этом сезоне KP.RU также подтвердили в сервисе Whoosh:

— Польза электросамокатов как транспорта очевидна, необходимо продолжать культуру вождения. Важно поощрять пользователей, которые ездят аккуратно и правильно, и контролировать нарушение правил. Поэтому мы ведем активную работу в этом направлении и озвученные инициативы - как раз часть ее. Реализация будет поэтапной и перед вводом нововведений мы, конечно, подробно обо все расскажем.