Премия Рунета-2020
Москва
-5°
Boom metrics
Общество20 ноября 2023 21:55

В Москве строят Сити-2 - еще один квартал небоскребов: Опубликована карта

KP.RU: Квартал небоскребов Москва Сити-2 будет строится сразу на двух площадках
Первый конкурс на застройку «Южного порта» выиграли японцы. Но в прошлом году сбежали из проекта. Теперь небоскребы нарисовали наши архитекторы. Фото: kamen.ru

Первый конкурс на застройку «Южного порта» выиграли японцы. Но в прошлом году сбежали из проекта. Теперь небоскребы нарисовали наши архитекторы. Фото: kamen.ru

Слухи о «Сити-2» витают уже лет пятнадцать. Хотя первый деловой центр до конца все еще не достроен (см. «Из истории вопроса»).

Микрорайон Камушки который в 50 метрах от «Москва-Сити», обнесен забором. Жильцов расселили - дали новые квартиры по реновации.

А еще два года назад главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов сказал, что столица «имеет прекрасную предрасположенность к высотной застройке». И покивал в сторону промзоны «Южный порт».

Она занимает треть района Печатники. Сейчас тут автосервисы, склады и пустыри. Постепенно их выкашивают и готовят стройплощадки под высотки. Причем срок сдачи некоторых проектов - 2042 год (но есть и более ранние).

ТАК ГДЕ ЖЕ БУДЕТ НОВЫЙ ГОРОД

Тут, похоже, запутались и застройщики, и чиновники. «Сити-2» называют то район в Камушках, то планируемые небоскребы в «Южном порту».

А по итогу стройка будет сразу в двух местах.

В Камушках как минимум 11 объектов: офисы и апартаменты.

Высота планируемых зданий не озвучивалась. Но по проектам, что архитекторы готовили ранее, высотки до 450 метров - около 120 - 150 этажей. Сейчас в «Москва-Сити» рекорд за восточной башней «Федерация» - 95 этажей.

Где построят «Сити-2»

Где построят «Сити-2»

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

С «Южным портом» ситуация подвижная. Два года назад его хотели застраивать по проекту японского бюро Nikken Sekkei. 20 небоскребов, центры искусств, парящий ресторан, парки. Но в 2022-м японцы вышли из проекта.

Их интеллектуальный труд использовать стало негоже. Новый конкурс выиграла наша компания KAMEN Architects. Часть зданий не стали вытягивать ввысь, а протянули горизонтально. Но два десятка небоскребов все же нарисовали. Самый высокий - 350 метров (около 90 этажей).

ОНО НАМ НАДО?

Закономерный вопрос от обывателя. Иностранный бизнес ушел, крупный постоянно рассказывает, как нелегко приходится. А тут дорогие и престижные офисы.

- Спрос на такую недвижимость сохраняется. Во многих сферах собственниками стал российский менеджмент. Ушедшие компании заменили игроки из дружественных стран. Помещения в «Москва-Сити» без арендаторов не стоят - стабильный спрос. И у «Южного порта» есть перспективы. Конкуренция хороша для любого бизнеса, - объясняет управляющий партнер «Брокерус» Алексей Лазутин.

Доктор экономических наук завкафедрой ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финуниверситета при Правительстве РФ Александр Цыганов считает, что решение о строительстве «Сити-2» кажется рискованным.

- Проект пока выглядит не до конца продуманным. Без глубокого анализа есть риск получить долгострой в стиле Дворца Советов (строили на месте взорванного храма Христа Спасителя с 1932 года, заморозили до 60-х, потом открыли бассейн «Москва». - Ред.). Красивый был проект, но не жизненный! Нужно, чтобы потребность в офисных помещениях нарастала. Сейчас такой прогноз дать затруднительно: тенденции к росту удаленной занятости, замена клерков искусственным интеллектом.

Кандидат экономических наук декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгений Михайленко объясняет, что «Москва-Сити» - пример перенасыщенного делового района. Мегаразвит в плане рельсового транспорта, который перевозит больше всего пассажиров. Однако ситуация с авто в перспективе станет еще сложнее.

Поэтому хорошим решением будет возводить там еще и арендное жилье. Чтобы сотрудники жили рядом и не нуждались в машинах.

- Второй «Сити» должен быть меньше существующего делового центра: важно, чтобы рабочие места в городе были рассредоточены. Чтобы планируемый квартал не простаивал без аренды, он должен быть расположен в другой части города - так получится перераспределить потоки работников и создать новые рабочие места на периферии. В свою очередь, «Южный порт» не стремится повторять «Москва-Сити». Здесь не будет множества небоскребов. Значит, проект не столкнется с аналогичными проблемами. При условии сохранения уникальности станет новым центром притяжения бизнеса, горожан и туристов.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Должны были построить новую мэрию и аквапарк

Концепцию квартала придумал архитектор Борис Тхор (1929 - 2009). Он один из авторов Нового Арбата в его современной ипостаси и спорткомплекса «Олимпийский».

К московским властям архитектор пришел в 1991 году. Страна начала переход на рельсы рыночной экономики, ей требовался мощный деловой центр. Историческую застройку трогать не решились. Тем более что буквально в 4 км от Кремля догнивали остатки промзоны, которую архитектор и предложил превратить в новый квартал.

К идее отнеслись настороженно, но ход проекту дали. В изначальной концепции уже были прообразы современных высоток. Начали с правого берега Москвы-реки - торгового моста «Багратион» (открыт в 1997 году) и 104-метровой «Башни 2000» (2001).

После этого Тхора «ушли» - предложили должность почетного архитектора без возможности управления застройкой. Тот отказался. Там, где сейчас гигантский центр «Афимолл», должна была быть площадь-парк. В центре «Сити» - башня «Россия» в виде колокольни, а рядом - новые здания мэрии Москвы (высотой под 100 этажей!), Госдумы, набережная-сад, аквапарк и триумфальная арка.

Сейчас в деловом квартале 20 сооружений. Все их площади вместе стоят 819 млрд рублей (по итогам 2022 года, данные консалтинговой компании CMWP). Это примерно равно суммарным годовым бюджетам Свердловской области и Татарстана на 2024 год. Всего в «Сити» планируется 23 здания. Срок сдачи последнего намечен на 2027 год.