Премия Рунета-2020
Москва
+1°
Boom metrics
Общество29 ноября 2023 9:00

Почему мы разлюбили пункты выдачи заказов: вот пять нареканий к столичным ПВЗ

На фоне нюансов, все чаще появляющихся в социальных сетях, более актуальным кажется формат постаматов самообслуживания. «Московский постамат» можно установить прямо в подъезде
Фото: Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы

Фото: Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы

За последние три года сфера онлайн-шопинга кратно выросла. Если усреднить разные оценки, то получится рост в четыре-пять раз. Ничего удивительного: доставка стала быстрой, маркетплейсы предлагают миллионы товаров, открылось много пунктов выдачи и прочей инфраструктуры.

Про последнюю как раз и поговорим. Интернет-магазины и маркетплейсы дают такую статистику: 8 из 10 заказов забираются в пунктах выдачи. Ведь курьерская доставка до двери часто платная.

Хоть точек, где можно забрать заказ и много, но со временем к ним стали копиться претензии. Первая — из-за востребованности там собираются очереди. Второе — человеческий фактор (сотрудник не вовремя пришел, не может выдать заказ из-за сбоя в системе) тоже делает свое дело.

Еще один минус таких пунктов самовывоза — расположение. Они не всегда открываются вдоль повседневного маршрута человека. Например, после работы по дороге от метро мы заходим в супермаркет. А затем с покупками еще вынуждены сделать крюк перед домом, чтобы забрать заказ. Отдельным испытанием такой маршрут становится в непогоду или в мороз.

Наконец, пятое неудобство — пункты имеют режим работы. Приходится под него подстраиваться.

В этом плане куда удобнее постамат — терминал для посылок. Подошел, ввел код, который пришел по SMS, забрал заказ и ушел. Другое дело что постаматы нередко ставят в местах со своим режимом работы.

ЖИЛЬЦАМ — УДОБНО, БИЗНЕСУ — ЭКОНОМИЯ

Что если такой будет стоять в вашем подъезде? Доставщики в рабочее время загрузили ваш заказ и уехали, при этом не ходят по этажам, как другие курьеры. Вы — хоть ранним утром, хоть поздней ночью — забрали его на первом этаже.

Фото: Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы

Фото: Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы

Такой проект Правительства Москвы и развивается в столице. Называется «Московский постамат». Количество полученных заказов из интернет-магазинов и маркетплейсов через них уже достигло 20 тысяч.

Что удобно, постаматы не принадлежит какому-то одному интернет-магазину или курьерской службе. Загружать в него посылку могут разные компании, которые решат присоединиться к проекту.

— «Сервис “Московский постамат” – это прежде всего история про экономию времени горожан. Мы все пользуемся маркеплейсами, но не всегда нам удобно подстроиться под график работы пункта выдачи. Постамат, установленный прямо в многоквартирном доме, решает эту проблему. Бизнесу тоже откликается это направление. Сотрудничество с городом в таком ключе позволяет сэкономить предпринимателям средства на доставке за счет модели совместного использования постаматов», – подчеркнула глава Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Кристина Кострома.

С 2022 года поступило более двух тысяч обращений от жителей 800 московских домов. Больше всего заявок оставили жители юго-востока (18% от общего числа заявок) и Зеленограда (13%).

К слову, устанавливают устройства не только в подъездах, но и на городских территориях. Например, культурно-досуговые, социальные учреждения и другие местах с высокой проходимостью.

В планах к 2025 году развернуть сеть из 10 тысяч постаматов.

НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ДОСТАВКИ, НО И ОТПРАВЛЕНИЙ

Постаматы под круглосуточным наблюдением (да и на каждом подъезде в Москве есть камеры). Так что за сохранность покупки можно не переживать.

Ячейки устройств средних размеров (35×50×45 сантиметров), а вес посылки не должен превышать 15 килограммов. То есть, например, духовку или телевизор туда доставить не смогут. А вот домашнюю кофемашину, смартфон, одежду — вполне. Скоропортящиеся продукты «Московский постамат» не принимает.

Устройства устанавливают бесплатно. И с жильцов никаких денег не берут, даже за электричество. Владелец постамата берет расходы на себя. А также занимаются необходимым техобслуживанием.

Фото: Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы

Фото: Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы

Предусмотрели авторы проекта и ситуации, когда покупателю требуется возврат. Пока что для этого придется дойти в обычный пункт выдачи заказов, либо вызвать курьера. Но услугу дорабатывают и в будущем можно будет просто оставить в постамате товар, который не подошел.

Устройство не маленькое — у него 10-20 ячеек для посылок, в зависимости от модели. То есть даже если установить такое в высотке, где в подъезде порядка 100 квартир, не факт, что отсеки будут постоянно заняты заказами. Поэтому проект придумал дополнительные сценарии использования. В ближайшее время через постамат можно будет отправлять технику в сервисные центры, а обувь и одежду – в ремонт и химчистку. В планах и проработка доставки документов из МФЦ.

НА ЗАМЕТКУ

Как подать заявку на установку «Московского постамата»

Сделать это могут собственники жилья в многоквартирных домах. Заявку-анкету нужно заполнить на сайте проекта. У проекта есть требование к площади для размещения в подъезде — минимальные габариты составляют 145х45х208 сантиметров. То есть в подъезде на первом этаже должен быть относительно просторный холл с возможностью вывода розетки.

Заявку проверят специалисты проекта — подходит ли подъезд. Если постамат не помещается, его можно установить на придомовой территории. В некоторых ситуациях так даже удобнее — девайсом смогут пользоваться все жильцы.

Перед установкой среди собственников дома организуется опрос в системе «Электронный дом». Если положительно выскажется большинство, поставят постамат — в тестовом режиме. По прошествии, на общем собрании собственников жители принимают решение об установке на постоянной основе.

Реклама. LjN8KSCJR