Премия Рунета-2020
Москва
+20°
Boom metrics
Общество12 апреля 2024 16:50

В Москве готовятся ввести штрафы для электросамокатичков, мешающим пешеходам

Кроме того, уже есть первые наказания нарушителей, которые определили по камерам

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Где Саврасов наших дней, что напишет для Третьяковки «СИМы прилетели» (СИМ — средство индивидуальной мобильности)? Где Гоголь, что задумчиво спросит: «Самокатчик, куда несешься ты?». Ответа тот, разумеется, не даст. Приходится нам отдуваться за всю творческую интеллигенцию. Ведь электробайки в последние пару лет превратились из аттракциона в транспорт. А еще в источники раздражения и травм.

За ответами отправились на «Съезд на СИМ», что прошел в Москве 12 апреля. Это большое собрание, куда прикатывают неравнодушные к средствам индивидуальной мобильности, чиновники, депутаты, представители кикшеринговых (прокатных) компаний.

КАК В ПАРИЖЕ НЕ ЖДИТЕ

Первое, что отметим: из общей риторики ушли рассуждения на тему «А если запретить…». Так что если вы лелеете мечту «хотим как в Париже», где год назад запретили прокатные самокаты, то в Москве такого в ближайшие годы ждать не стоит. Чего не скажешь о Санкт-Петербурге.

На съезд из северной столицы приехал замруководителя транспортного комитета Дмитрий Ванчьков. Помню его выступление на том же форуме год назад. Чиновник, кажется, был в растерянности. Мол, не понимаем, как найти управу на самокатчиков. Сейчас же Ванчьков был настроен воинственно.

Он сообщил, во-первых, в Питере, запретили шеринговым самокатам разгоняться выше 20 км/час (в Москве 25 км/час). А, во-вторых, дал понять: все власть имущие — от депутатов до СК и полиции — да и сами жители (по опросам) не очень рады СИМам.

— Ведутся подготовительные работы и сбор подписей для проведения референдума о запрете электросамокатов в Санкт-Петербурге. Прежде всего в историческом центре, — сообщил транспортник.

Одобрительных кивков и аплодисментов весть не получила. Хотя бы потому, что мы в Москве. Да и странно ожидать на собрании фанатов СИМ (и зарабатывающих на сих) поддержки радикальных инициатив.

КАЖДЫЙ ПЯТЫЙ БУДЕТ КАТАТЬСЯ

ГИБДД подбила цифры: за прошлый год прирост аварийности СИМов — +230%. 43 смертельных ДТП (все, кроме одного погибшего, симмеры), более 3000 раненых (данные по стране) Страшные цифры. На съезде острую тему аргументировано сгладили. :

— Число поездок растет. При этом количество страховых случаев на каждую 1000 поездок снизилось на 31% (данные взяли у компаний , которые страхуют поездки на арендных электросамокатах — Авт.). Количество ДТП с автомобилями осталось на том же уровне. А столкновений с пешеходами, в которых был причинен вред здоровью, снизилось: около одного случая на 10 млн поездок, — рассказал издатель проекта «Трушеринг» Юрий Николаев, который исследовал тему.

Больше всего аварий — на пересечении транспортных потоков. То бишь там, где есть и самокатчики, и другие участники движения.

— Значит надо разводить потоки и создавать инфраструктуру для самокатов и велосипедов. А машины пусть едут по дорогам, — продолжает Николаев. — Езда по тротуарам бесит многих. Мы провели опрос: более 80% пользователей готовы перестать там ездить, если будут велополосы. Почти половина опрошенных бояться ездить по автодорогам, потому что их там собьют.

Москва на общероссийском фоне здесь себя чувствует прекрасно: в столице 512 км велодорожек, а концу года будет более 600 км. Заметим, что не всегда их прокладывают там, где «под ударом» пешеходы.

Всего в России 332 тысячи арендных самокатов. Каждый шестой в Москве. Сколько СИМов в личном пользователи, никто не знает (по оценкам. около полумиллиона по стране). Ведь их не регистрируют, хотя думают, как это сделать. А что дальше? Ставить на них мини-компьютеры, как на прокатные устройства, чтобы самокаты научились снижать скорость в парках и не превышали скорость, так непонятно, за чей счет банкет?

Всего в России насчитывается 332 тысячи арендных самокатов.

Всего в России насчитывается 332 тысячи арендных самокатов.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

На форуме сыпали цифрами: спрос на самокаты — бешеный. Через пару лет ими будет пользоваться каждый пятый житель. Расстояние поездок и средний чек показывают, что люди в большинстве (85%) применяют байк, как транспорт, а не как игрушки.

Но бесят-то нас именно последние ездоки.

ШТРАФЫ ВВЕРХ

— У меня ощущение, что вы куда-то мчитесь, а мы — законодатели — вас пытаемся догнать. Пока не догнали, но точно догоним и зарегулируем, можете не сомневаться! — ласково грозил симмерам депутат Госдумы Павел Федяев. — Пострадавших среди нас, к сожалению, много. Мимо каждого из нас, только вышел в центре, пронесется средство индивидуальной мобильности, от которого ты подпрыгнешь.

Депутат перечислял инициативы, которые сейчас рассматривает парламент. Ближайшей по времени назвал рост штрафов. Сейчас самокатчики за любое нарушение карается суммой 800 — 1500 руб. Даже если был пьяный и наехал на пешехода.

По словам нескольких собеседников KP.RU из индустрии, уже этой весной санкции сильнее всего ужесточат за нетрезвое вождение — до 30 000 рублей (к слову, это предложение московских депутатов). За остальные деяния доведут до 1500 руб., а также появится новая «кара» — 1000 руб. за создание помех пешеходам. Сейчас за это фактически не наказывают. Будут ли — вопрос. Ибо для составления протокола нужен инспектор ДПС. А они на тротуарах не стоят. Надежда на камеры.

Большой брат уже начал фиксировать нарушителей в Москве. Об этом «Комсомолке» рассказал сооснователь кикшеринга Whosh Егор Баяндин. Ведь с этого сезона на прокатные самокаты стали крепить большие номера. Видео с камер приходят компании, а та ищет пользователя в своей базе и штрафует того.

Заметим, что это не административный штраф (то есть ни в какой реестр он не попадет, в суде не обжалуешь, разве что гражданском), а в рамках договора аренды самоката. 500 — 1000 руб. за неправильную парковку самоката, не спешился на «зебре». 800 руб. за езду вдвоем. Наберется несколько нарушений — пользователя блокируют.

ДЕТЕКТОР ЛИХАЧЕЙ

Баяндин предупредил, что ломать и заклевать номера бесполезно. Это, конечно, мешает идентификации симмера, но у компании все равно есть данные, кто, когда и где брал самокат и катался на нем. Поэтому вычислить лихача все еще можно.

На всех устройствах сервиса заработала система «антитандем». Она определяет, если на «байке» едут больше одного пользователя. Следующие две недели алгоритм будет тестироваться, а затем пойдут первые санкции — штрафы и блокировки. Система ориентируется не на вес ездока, а смотрит на другие параметры (всего порядка 50), вроде распределения веса, наклона устройства.

В перспективе систему хотят научить блокировать самокат, если на него встанут больше одного человека. А уже потом на базе алгоритма сделать (о чудо!) определение стиля вождения. Проще говоря, эдакий детектор лихачей, которых и проклинают пешеходы. Так что если разработка будет удачной, то через два-три сезона избавимся от этой напасти.

Другой сервис проката Юрент представил свой новый самокат, который в этом сезоне можно взять в Москве. Российская разработка и собирается у нас. В него антитандем тоже обещают добавить. Машина получилась габаритнее китайских устройств, которые в основном используется в прокате. Но резвая (мы прокатились), а большие колеса и амортизаторы сглаживают ухабы.

Среди других новостей — работают на идентификацией пользователей. Надо будет делать селфи-подтверждение, что именно ты, а не твой несовершеннолетний ребенок, берешь устройство. В перспективе предлагают регистрацию через Госуслуги. Кроме того, нарушителям и новичкам предложат пройти тест на знание ПДД в приложении.

Заметим, что пока столь строгий контроль только за прокатными самокатыми. Как обуздать частные СИМ, пока не решили.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В парке «Останкино», Ботаническом саду и ВДНХ появились знаки, запрещающие езду по территории велосипедистам и самокатчикам — с 07:00 до 22:00. Мера неоднозначная — ладно ВДНХ, где сейчас выставка «Россия» и много пешеходов. Но получается, что любителей прокатиться и никому не мешать, уже и из парков вытесняют.