Премия Рунета-2020
Москва
+11°
Boom metrics
Общество29 декабря 2023 13:10

Трамвайный ренессанс: как добился успеха Нижний Новгород

Нижний Новгород стал самым активным участником федеральной программы комплексного развития электрического транспорта
Бетонные шпалы и не требующие обслуживания анкерные рельсовые скрепления прослужат весь срок концессии, 25 лет. Фото: ООО «СРС»

Бетонные шпалы и не требующие обслуживания анкерные рельсовые скрепления прослужат весь срок концессии, 25 лет. Фото: ООО «СРС»

Правительство России совместно с Министерством транспорта реализуют программу комплексного развития городского электрического транспорта в 10 субъектах РФ. До 2028 года предусматривается строительство и реконструкция 620 километров трамвайных путей, 11 депо и 97 тяговых подстанций, поставка 646 трамвайных вагонов, не менее 284 электробусов, установка не менее 100 зарядных станций. Финансирование программы осуществляется за счет средств инвесторов, кредитов «ВЭБ.РФ», федерального и регионального бюджетов. Совокупный инвестиционный бюджет составляет 256 миллиардов рублей.

Транспорт Нижнего Новгорода: город первым включился в программу комплексного развития городского электрического транспорта

- При поддержке федерального правительства и Дмитрия Юрьевича (вице-премьер РФ Дмитрий Григоренко, - Ред.) по нашему проекту реконструкции электротранспорта обновляем примерно 150 километров трамвайных путей, закупаем 170 трамваев. У нас в этой программе - самый объемный проект, - отмечает губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

К слову, в начале декабря 2023 года Дмитрий Григоренко посетил Нижний Новгород с рабочим визитом. Вместе с Глебом Никитиным он проехал по одному из обновленных участков трамвайных путей. Вице-премьер рабочей поездкой в Нижний Новгород остался доволен.

- Нижегородская область - лидер по объемам поставок модернизированного подвижного состава и масштабам строительства. Регион активно участвует в федеральной программе: не только обновляет транспортный парк, но и запускает новые маршруты там, где раньше городской электротранспорт не был доступен. Мы со своей стороны поддерживаем инициативные и амбициозные регионы, - заявил Дмитрий Григоренко.

Здоровые амбиции

Одним из активных участников процесса модернизации городского электрического транспорта является петербургская компания АО «Группа СТК», о которой мы подробно рассказывали в сентябре нынешнего года. Петербуржцы, напомним, обновляют 100 километров трамвайных путей в пяти районах города: Сормовском, Канавинском, Автозаводском, Ленинском и в Московском.

Примечательно, что первый участок обновленной трамвайной линии в Сормовском районе был сдан в эксплуатацию еще в декабре 2022 года. То есть до того, как федеральное правительство во всеуслышание объявило о старте программы комплексного развития городского электрического транспорта.

- Глеб Сергеевич Никитин - очень активный и амбициозный человек. Он поставил задачу начать строительство как можно раньше, и мы, оценив свои силы, приняли решение участвовать в проекте, - комментирует ситуацию генеральный директор АО «Группа СТК» Евгений Васильев.

В этом году петербургская компания, как и планировала, привела в порядок 20 километров трамвайных путей. Результат впечатляющий!

«Здесь шпало берет начало»

По словам Евгения Васильева, добиться успеха было бы невозможно без надежных партнеров. Например, основой трамвайных путей является рельсошпальная решетка с применением трамвайных шпал с анкерным необслуживаемым рельсовым скреплением ООО «Современные рельсовые системы» («СРС»). Важную роль в реализации грандиозного проекта играет и Каликинский шпалопропиточный завод, который является филиалом АО «Бетонные элементы транспорта» («БЭТ»), бывшей дочерней компанией ОАО «РЖД».

У трамвайных шпал, которые изготавливают на Каликинском заводе, повышенные характеристики виброшумогашения. Фото: ООО «СРС»

У трамвайных шпал, которые изготавливают на Каликинском заводе, повышенные характеристики виброшумогашения. Фото: ООО «СРС»

Любопытный исторический факт: Калининский - это первый в России шпалопропиточный завод. Его история уходит своими корнями в XIX век. В известной газете железнодорожников «Гудок» когда-то вышла статья про Каликинский завод с заголовком «Здесь шпала берет начало».

- В 1876 году было принято решение о строительстве на Московско-Нижегородской железной дороге специального завода для пропитки деревянных шпал. 19 сентября 1877 года недалеко от железнодорожной станции на окраине пустыря, расположенного в Канавине, был пущен в действие первый в России шпалопропиточный завод, - поделились интересными данными в АО «БЭТ». - В 1929 году после слияния Канавино и Сормово с Нижним Новгородом завод явился препятствием для развития города, и 8 декабря 1933 года президиум Горьковского краевого исполнительного комитета принимает постановление об отводе участка земли в районе станции Каликино как наиболее отвечающем техническим требованиям строительства шпалопропиточного завода. В 1937 году строительство современного завода на станции Каликино было завершено, и вместо устаревшего полукустарного завода заработал Каликинский шпалопропиточный завод.

К сегодняшнему дню завод представляет собой современное предприятие, основным видом деятельности которого является производство железобетонных шпал. Кстати, в середине декабря Каликинский завод посетило руководство АО «Бетонные элементы транспорта». Делегация также побывала на площадке строительства трамвайных путей в Сормово, лично убедившись в высоком темпе работ и качестве своей продукции.

Не так просты как кажутся

Вместе с тем специалисты Каликинского завода смогли в кратчайшие сроки наладить производство шпал для трамвайных путей в необходимом количестве. Обыватель может спросить: неужели есть принципиальная разница между шпалами для железнодорожных путей и шпалами для путей трамвайных? Специалисты ответят: отличия есть, и немалые!

В Нижнем Новгороде обновят 150 километров трамвайных путей, закупят 170 трамваев. Фото: Руслан Жидкин

В Нижнем Новгороде обновят 150 километров трамвайных путей, закупят 170 трамваев. Фото: Руслан Жидкин

Главное отличие между ними заключается в их конструкции, функциональности и применении. Например, габариты. Для трамвая можно использовать шпалу меньшего размера, что чрезвычайно важно в стесненных городских условиях. А еще у трамвайных шпал, которые изготавливают на Каликинском заводе, повышенные характеристики виброшумогашения, в отличии от железнодорожных шпал, где этот критерий неважен. Нужно ли вновь говорить о том, насколько это важно, когда трамвай ходит внутри городской черты, мимо жилых зданий и социальных объектов? Пожалуй, ответ тут очевиден.

Бетонные шпалы обладают высокой прочностью и долговечностью, что особенно важно в условиях высоких нагрузок и интенсивного движения трамваев. Качественные шпалы обеспечат плавное движение без тряски и колебаний, поездка пройдет в полном комфорте.

- Вообще бетонная шпала только на первый взгляд кажется простым изделием. В действительности же качественные бетонные шпалы и не требующие обслуживания анкерные рельсовые скрепления прослужат весь срок концессии, а это 25 лет, - поясняют специалисты.

Успех в деталях

Программа комплексного развития городского электрического транспорта успешно реализуется в Нижнем Новгороде по целому ряду причин. Это и активная позиция властей региона, и надежные исполнители, и проверенные поставщики, и инновационные решения… Этот успех состоит из целого множества элементов и деталей, которые складываются в единое целое и на выходе дают тот результат, который и ставит в пример всей стране вице-премьер РФ Дмитрий Григоренко.

Поэтому еще одним важным компонентом успеха являются уже упомянутые нами рельсовые скрепления, изготавливаемые московской компанией «Современные рельсовые системы». ООО «СРС» уже на протяжении десяти лет внедряет по всей стране анкерные рельсовые системы не только для трамвайного хозяйства, но и для метрополитена, а также для промышленного транспорта. Вся выпускаемая продукция компании сертифицирована и производится на территории РФ. Кстати, именно рельсовые скрепления московской компании использовались при строительстве Нижегородского метромоста. Такие конструкции, по словам экспертов, прошли проверку временем.

– Помимо Нижнего Новгорода, продукция ООО «СРС» применяется более чем в 20 городах России, таких как Екатеринбург, Челябинск, Волгоград, Саратов, Курск, Липецк, Пермь, Краснодар и многих других. Но самым первым городом, где были уложены шпалы ШТ-02, стала Москва. По данным на 2023 год, в столице нашей родины уложено более 200 километров трамвайных путей, – сообщил директор по продажам ООО «СРС» Андрей Аверинский.

– Специалисты ООО «СРС» создали скрепления, обеспечивающие надежную конструкцию, которая дает стабильную ширину колеи с минимальным количеством деталей. Отсутствие болтовых соединений позволяет минимизировать затраты на обслуживание и контроль данного скрепления, – пояснили в компании. – Также немаловажным фактором является скорость и простота крепления рельса к шпале, которое происходит без ударного инструмента.

Строительство идёт ударными темпами. Фото: Руслан Жидкин

Строительство идёт ударными темпами. Фото: Руслан Жидкин

Грубо говоря, анкерные скрепления можно зафиксировать и забыть о них на весь срок концессии, то есть на четверть века. И ничего с ними не случится.

Для чего же они вообще нужны? Во-первых, они обеспечивают безопасность движения трамваев и минимизируют риск возникновения аварийных ситуаций. Во-вторых, анкерные скрепления способствуют уменьшению износа рельсов и повышению их срока службы, что значительно снижает затраты на ремонт и техническое обслуживание. Наконец, анкерные рельсовые скрепления обладают простотой монтажа и экономичностью. Установка и обслуживание скреплений становятся более простыми и эффективными процессами. Это существенно сокращает время строительства трамвайных путей и позволяет сэкономить на расходах, необходимых для поддержания и обновления инфраструктуры. В итоге анкерные рельсовые скрепления являются надежным, прочным и устойчивым решением для трамвайного хозяйства.

С любовью к своему делу

АО «Бетонные элементы транспорта» является надежным поставщиком железобетонных шпал по всей стране. АО «БЭТ» производит высококачественные железобетонные шпалы и другие материалы верхнего строения пути, способствуя тем самым расширению и модернизации железнодорожной сети России и сопредельных государств. К сегодняшнему дню это крупнейший производитель железобетонных шпал в РФ и СНГ: речь идет о порядка 8 миллионах изделий в год.

Специалисты Каликинского завода смогли в кратчайшие сроки наладить производство шпал для трамвайных путей. Фото: Руслан Жидкин

Специалисты Каликинского завода смогли в кратчайшие сроки наладить производство шпал для трамвайных путей. Фото: Руслан Жидкин

Для трамвайного хозяйства Нижнего Новгорода, конечно, столько много не требуется. Для 150 километров трамвайных путей, которые будут обновлены за четыре года, нужно около 100 тысяч шпал. Почему же компания согласилась принять участие в проекте в Нижнем Новгороде? Ведь трамвайный рынок не является для нее основным.

- Мы всегда рады и готовы поучаствовать в таких проектах, как в Нижнем Новгороде. Это увеличивает объемы производства завода, и мы будем рады, что его продукция будет надежно служить нижегородскому трамваю. Будут с удовольствием им пользоваться и сотрудники завода, которые не только работают, но и живут в этом регионе, - подытожили на предприятии.

На заметку

В рамках реализации программы комплексного развития городского электрического транспорта в Нижний Новгород также доставлены 14 низкопольных трамваев. Они оснащены современными системами управления и приспособлены для перевозки маломобильных пассажиров. Всего в рамках программы предусмотрена поставка 170 трамваев.

Кстати

Для комплексной работы транспортной сети в Нижнем Новгороде внедрена цифровая платформа по управлению общественным транспортом, сообщили в аппарате вице-премьера РФ Дмитрия Григоренко. Она позволяет контролировать весь процесс перевозки, в том числе информировать пассажиров об актуальном расписании и маршруте общественного транспорта через мобильное приложение, отслеживать пассажиропоток в режиме реального времени.

erid: LjN8KWt4B, реклама, ООО "СРС"