Господин Спилберг: типичное русское лицо?
Фото: АП
Read: Steven Spielberg: "I'm Russian. But that doesn't explain a thing."
За день до мировой премьеры фильма «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» (смотрите трейлер) самый богатый кинодеятель современности, не давший в Каннах ни одного интервью печатной прессе, неожиданно снизошел до посещения приема, устроенного специально для избранных журналистов.
Кинообозреватель «КП», разумеется, был в числе счастливцев, имевших возможность обратиться с парой вопросов к Стивену Спилбергу. Свирепые охранники, окружавшие небожителя плотным кольцом, строго запрещали записывать его ответы на диктофон, видя в этом скрытую угрозу своему клиенту. Поэтому привожу их по памяти.
- Отчего, мистер Спилберг, вы сделали врагами вашего Индианы Джонса именно русских?
- Во-первых, я сам русский, - не моргнув глазом, сообщил американский еврей Спилберг. На голове у него была традиционная кепка с надписью Relax. - Мои предки родом с Украины. Но когда мы решили, что действие четвертой части должно разворачиваться в 1957 году (ровно через 19 лет после событий фильма «Индиана Джонс и последний крестовый поход», снятого тоже 19 лет назад - С.Т.), то нам ничего не оставалось, как сделать их русскими. Ведь Вторая мировая закончилась и началась Холодная война, и других врагов у Америки тогда не было.
- А почему вы дали героине Кейт Бланшетт такое идиотское имя - Ирина Спалко? - Ой, я в этом не виноват. Это все сценаристы!
- Следующим вашим фильмом будет экранизация бельгийского комикса «Тинтин»? - Да, это будет анимационная трилогия. Первый фильм поставлю я, второй - Питер Джексон («Кинг Конг»), а третий - мы вместе.
Не успел Спилберг озвучить громадье своих планов, как его облепила толпа японцев, и он был таков.
Сам же новый фильм об Индиане Джонсе оказался старательной симуляцией прошлых достижений выдающегося мастера киноразвлечений, выполненной с точным расчетом, но без былого вдохновения. Фанаты сериала (автор этих строк себя к ним не причисляет) непременно будут визжать от восторга, хотя некоторым из них в четвертой серии не хватит юмора и легкости первых трех.
Действие заверчено вокруг мистического «хрустального черепа», который в удаленных дебрях Перу собирается прибрать к рукам упомянутая комиссарша Ирина Спалко, чтобы с его помощью установить во всем мире коммунистическую гегемонию. Ей (и ее напарнику в лице циркового актера Игоря Жижикина) и приходится противостоять слегка постаревшему профессору Джонсу.
Исполнительнице роли русской злодейки Кейт Бланшетт, остро и хлестко пересмотревшей почерпнутые из старых голливудских фильмов представления о «прекрасных русских партработницах» (ее прическа и грим позаимствованы у Греты Гарбо из «Ниночки» Эрнста Любича), между прочим, не впервой изображать нашу соотечественницу.
В картине Салли Поттер «Человек, который плакал» она очень правдоподобно изобразила русскую проститутку. Несложным русским словам ее обучала тогда Ингеборга Дапкунайте. На новой картине учителя русского, видимо, не нашлось, и, изображая нашу соотечественницу, Бланшетт ограничилась тяжелым акцентом. Эксклюзивное интервью Харрисона Форда читайте в ближайших выпусках еженедельника «КП» Каннская жесть Конкурсная программа кинофестиваля пока не отличается особым качеством Премьерные показы мультблокбастера «Кунфу панда» и новой серии про Индиану Джонса, возможно, и стали главными событиями развлекательной части фестиваля, но ею масштабное мероприятие в Каннах, к счастью, не ограничивается.
Отобранные для фестиваля «фильмы для взрослых» обнаружили невероятную жесткость в описании этого прекраснейшего из миров. Едва ли не во всех картинах, показанных в первые дни, действие разворачивается в тюрьме.
В силящейся выглядеть натуралистично занудной аргентинской мелодраме «Клетка» (Leonera) туда попадает молодая беременная героиня, обвиняемая в убийстве собственного бойфренда, там рождается ее сын, там к ней пристают многочисленные жирные лесбиянки.
В выспренней «поэтической» драме «Три обезьяны» (Uc maymun) турка Нури Бильге Джейлана там оказывается немолодой герой, взявший на себя вину своего босса, сбившего человека (пока он в заточении с боссом спит его жена, таким образом предоставляя ему повод по возвращении грозно сверкать глазами).
В аллегорической «Слепоте» Фернанду Мейрелеша (Blindness) тюрьмой становится бывшая психушка, где содержатся потерявшие зрение люди, захлебывающиеся в собственном дерьме - как в прямом, так и в переносном значении этого слова.
Японские персонажи отличного альманаха «Токио!» (Tokyo!) добровольно или вынужденно запирают себя в клетушках своих жилищ.
А герой одной из новелл, снятой культовым французом Леосом Караксом («Любовники с Нового моста»), - живущее в токийской канализации существо по имени Merde («дерьмо» по-французски) - попадает не только в тюрьму, но и в петлю.
Но самым жестоким, радикальным и натуралистичным оказался показанный на открытии программы «Особый взгляд» фильм чернокожего англичанина Стива Маккуина «Голод» (Hunger) о зверствах, через которые проходят в британских застенках активисты Ирландской республиканской армии.
Избиения, унижения и добровольная смерть от голода показаны в картине с шокирующим натурализмом, заставляющим отворачиваться от экрана даже видавших виды зрителей.
Только таким способом, справедливо полагает автор, можно пробить стену зрительского отчуждения. Совершенно спокойно воспринимая новости об очередной голодовке, мы и близко не представляем себе, насколько страшна смерть от голода. Картина Маккуина по-настоящему заставляет глаза открыться.
Чего не скажешь о многих фильмах основного конкурса: вот их бы глаза не видели. Например, бездарный и антисанитарный фильм филиппинского маргинала Брильянте Мендозы «Сервис» (Serbis) о безрадостных буднях семьи, владеющей порнокинотеатром (и борделем по совместительству).
Сценами несимулированного секса продвинутую аудиторию сейчас не удивишь - видимо, поэтому режиссер этого непонятно как залетевшего в конкурс абсолютно маргинального фильма решает потешить ее видами выдавливаемой на крупном плане сифиломы. Бррр. А В ЭТО ВРЕМЯ
Татьяну Самойлову не пригласили на вечеринку Вечеринка в честь 100-летия русского кино (вообще-то его будут отмечать в октябре этого года) и 50-летия победы в Каннах картины «Летят журавли» (на которую не привезли ни Алексея Баталова, ни Татьяну Самойлову) прошла без скопления западных знаменитостей.
Были режиссеры Сергей Соловьев, Отар Иоселиани, продюсер Александр Роднянский, социолог Даниил Дондурей, гостей развлекали саксофонист (и фигурист) Игорь Бутман, солистка Большого театра Елена Вознесенская и пианист Алексей Гориболь. Вела прием Катя Мцитуридзе, ведущая Первого канала и по совместительству член жюри каннского конкурса «Особый взгляд».
Отсутствие в Каннах Татьяны Самойловой выглядело особенно вопиющим: в программе «Каннская классика» в этом году показывают картины, чьи премьеры не состоялись по причине срыва фестиваля ввиду революции 1968 года.
Среди них и «Анна Каренина» классика советского кино Александра Зархи с Самойловой в заглавной роли. Актриса до сих пор является легендой этого фестиваля: ее именем в Каннах названа одна из улиц, а отпечатки ее рук на плитах рядом с фестивальным дворцом соседствуют с отпечатками Шэрон Стоун, Изабель Аджани и прочих западных звезд. Но российские организаторы торжеств не сочли все вышесказанное достойным поводом для приглашения Самойловой.
В один день с празднованием достижений отечественного кино на кинорынке презентовали фильм «Ты и я», замечательный тем, что в нем снялась группа «t.A.T.u.».
Ее солистки Волкова и Катина прохаживались по коридору отеля «Карлтон», как в старину, взявшись за руки, всячески пытаясь привлечь к себе внимание. Девушкам его явно недоставало: из лифта, окруженный телохранителями, выходил Харрисон Форд.
Режиссером фильма «Ты и я» выступил Роланд Джоффе, постановщик знаменитой антивоенной драмы «Поля смерти» и исторического блокбастера «Миссия», удостоенного каннской «Золотой пальмовой ветви» (как считали многие, несправедливо).
За последние десятилетия он не снял ничего приличного, помимо кулинарно-костюмного боевика «Ватель», и вот сейчас опустился до экранизации романа депутата Госдумы Алексея Митрофанова об американской и русских девочках-лесбиянках, чей бурный роман начался на концерте группы «t.A.T.u.».
Кстати сказать, в свои 65 лет Харрисон Форд выглядит потрясающе в обтягивающей накачанную грудь футболке. Побить его стать способна лишь Анжелина Джоли, наконец-то увеличившая свой вес по причине беременности. Она привезла с собой в Канны не только Брэда Питта, но и всех своих детей, а также дюжину красивых балахонов, сшитых лучшими мировыми дизайнерами от Роберто Кавалли до молодой Томас Уайлд. «Причем заметьте, что Томас - это девушка», - наставительно сообщила мне Анжелина после нашего интервью (читайте его в грядущих выпусках «КП»).
Смотрите также:
[светские львы и львицы на фестивале: фотогалерея]
Read: Steven Spielberg: "I'm Russian. But that doesn't explain a thing."