Премия Рунета-2020
Москва
+19°
Boom metrics
Москва15 января 2009 22:00

В Москве станет легче дышать из-за кризиса?

На вопросы «Комсомолки» ответил Леонид Бочин - руководитель столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды [видео]
Источник:kp.ru

ГДЕ В СТОЛИЦЕ ВОЗДУХ ЧИЩЕ

- Леонид Арнольдович, из окна вашего кабинета виден десяток дымящих труб. Какие мысли приходят, когда на них смотрите?

- Почти все трубы над Москвой - это теплоэлектростанции. Они работают на природном газе и дают самый приемлемый из возможных уровней выбросов. Если бы мы отапливались углем, было бы куда хуже. Так что, когда смотрю на трубы, думаю, что москвичам повезло. Выбросы с ТЭС в режиме реального времени контролируются «Мосэкомониторингом». Превышение выбросов карается штрафом.

- Есть ли в Москве экологически чистые районы?

- В подобных формулировках они существуют только в рекламных объявлениях застройщиков. Мол, покупайте квартиры в нашем доме, он находится в экологически чистом районе! Это ерунда. Возле трасс, например, вне зависимости от района и округа загрязнение воздуха, как правило, превышает нормативы.

- Так, значит, чистых районов не осталось?

- Можно говорить о более и менее чистых. Более благоприятная обстановка сегодня на северо-западе. Относительно хорошая атмосфера в Юго-Западном и Западном округах. Ведь парков и лесопарков там много, а промышленных предприятий - минимум. Кстати, оценить степень чистоты своего района каждый москвич может сам. Чем больше зелени и воды, чем меньше дымящих труб и чем больше скорость прохождения транспорта по дорогам, тем воздух чище.

- А при чем тут скорость машин?

- Чем быстрее она едет, тем лучше сгорает топливо, тем меньше выхлопов. Поэтому районы, где улицы забиты и на каждом светофоре пробки, чистыми не назовешь.

- Так, значит, самый «грязный» округ - Центральный?

- Наверное, так и есть. Хотя и здесь есть отлично продуваемые места, где выхлопы не застаиваются. Например, по Новому Арбату ветер гуляет, как по аэротрубе. Кстати, учтите: даже во дворах домов, стоящих на магистралях, воздух вполне приемлемый - дома служат экраном, не пускающим автовыхлопы в глубь квартала. Поэтому проветривать квартиру лучше, открывая форточки окон, выходящих во двор. А еще нас теперь спасают «последствия» социалистических субботников, когда мы каждое 22 апреля сажали во дворах деревья. Их сейчас так много и стоят они так густо, что в квартирах 1-го и 2-го этажей темно. Зато деревья очищают воздух и гасят шум от дороги.

КРИЗИС СПАСЕТ НАШИ ЛЕГКИЕ

- Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко недавно выразил надежду, что из-за кризиса россияне будут покупать меньше машин или хотя бы реже ими пользоваться. И воздух в городах станет чище...

- Логично. В Москве, например, автомобильные выхлопы - проблема № 1. Они дают более 80% всех выбросов в атмосферу. С другой стороны, при резком росте автопарка в Москве - а он увеличивается на 200 тысяч машин в год - уровень выбросов в атмосферу растет незначительно. А объем выбросов СО2 даже снижается.

- Разве такое возможно?

- Москвичи в целом люди более обеспеченные, чем жители других регионов России. Поэтому автопарк растет в основном за счет новых иномарок с двигателями «Евро-3» и «Евро-4». На этих машинах установлены катализаторы и дожигатели, они серьезно очищают выхлоп. А вот если кризис заставит людей покупать дешевый автохлам, то воздух станет грязнее, это факт.

- А правда, что в ближайшее время в пределы третьего транспортного кольца запретят въезд всех машин с двигателем ниже «Евро-3»? И на старых «Жигулях» в центр уже не заедешь?

- Пока мы не пускаем в центр только «грязные» грузовики и автобусы. Запрет на въезд старых «Жигулей» - очень отдаленная и неясная перспектива. Мы идем по другому пути. Например, закупаем рейсовые автобусы с двигателями не ниже «Евро-3». А в следующем году на заводе «Автофрамос» начнем производство машин с двигателями «Евро-4». Плюс сейчас идет эксперимент по раздаче топливных карт для тех, кто покупает новые малолитражки, дающие минимальный автовыхлоп. К 15 декабря 2008 года было выдано 506 топливных карт.

- Мэрия не раз озвучивала планы - пустить в Москве автобусы, работающие на электричестве...

- Есть постановление правительства Москвы «О мерах по организации практического использования электромобильной техники в городе Москве». В нем предусмотрено уже в 2009 году разработать отечественную конструкцию электромобиля для внутригородских пассажирских и грузовых перевозок. После завершения разработки мэр будет решать, какие электромобили и где производить.

- СМИ писали о том, что Юрий Лужков планирует пересадить чиновников на гибридные автомобили. То есть на те, которые работают и на бензине, и на электрической тяге...

- Сейчас таких планов нет. Но такой автомобиль действительно экологичный и экономичный. Пока он едет на бензине, аккумулятор подзаряжается, и потом машина едет на электричестве. В итоге бензина расходуется намного меньше, выхлопов соответственно тоже меньше.

ВЕСЬ МУСОР НЕ ПЕРЕРАБОТАЕШЬ

- Экологи категорически против строительства в Москве мусоросжигательных заводов. Воздух в столице и так грязный, а тут еще и заводы! Почему бы не строить современные полигоны для захоронения отходов?

- Избавляться от мусора приходится на территории города. А мусора много: каждый москвич в среднем за год «производит» его по полтонны. Весь мусор не захоронишь. Поэтому долю сжигаемых отходов мы будем увеличивать - другого выхода нет. А чистоту выбросов заводов будем жестко контролировать.

- Но ведь развитые страны стараются мусор не сжигать, а перерабатывать! Это даже выгодно...

- Так ведь и мы запланировали строительство 14 мусороперерабатывающих фабрик. А сжигать будем только то, что невозможно переработать. Кстати, мусоросжигательные заводы есть и в Париже, и в Вене, и в других мировых столицах. Почему бы нашим общественным экологам не выставить пикеты возле мусоросжигательных заводов, например, в Токио? Я им и адреса подскажу. Но пикеты они не выставят, потому что будут выглядеть нелепо. С таким же успехом можно митинговать возле ТЭЦ или ГРЭС - они тоже воздух коптят! Так что же нам теперь, от центрального отопления отказаться?

- Кстати, о мировых столицах. Наш воздух намного грязнее?

- Нет, у Москвы и, скажем, Парижа, Лондона вполне сопоставимые показатели.

- Подозреваю, что мы просто выбросы считаем хуже.

- Ничего подобного! «Мосэкомониторинг» автоматически определяет качество воздуха в режиме реального времени. Круглосуточно. Такой системы контроля нет ни в одном регионе России. У нас стоит лучшее отечественное оборудование, и шведские приборы Opsis - одни из лучших в мире. Поэтому наша система контроля воздуха соответствует всем европейским требованиям. Всем! Более того, Москва включена в единую систему общеевропейского экологического мониторинга. Если бы у нас были разные приборы или модели измерения или возникло бы подозрение, что наши данные лукавые, нас бы в эту систему просто не включили. Кстати, узнать, чем и насколько загрязнен воздух сейчас, каждый москвич может в Интернете на сайте http://www.mosecom.ru/ и по радио. Например, включив «Сити FM» или «Эхо Москвы» - эти радиостанции передают текущие данные «Мосэкомониторинга».

ПЛАСТИКОВЫЕ ОКНА - БЕСПЛАТНО?

- Когда строили третье транспортное кольцо, многим москвичам бесплатно меняли окна на пластиковые, чтобы шум не мешал. А как быть тем, кто сейчас живет на Ленинградке, Садовом и других магистралях? Люди от шума уснуть не могут! Почему им пластиковые окна не ставят?

- Если в квартире шумно даже при закрытых окнах, нужно обращаться в управление Роспотребнадзора по Москве. Уровень шума в вашем жилье должны замерить специалисты. Если он превышает нормативный (45 децибел ночью, 55 - днем. - Ред.), Роспотребнадзор выдаст предписание: заменить окна. С этим предписанием и обращайтесь в префектуру. Она на основании предписания запросит из горбюджета деньги. В Москве, кстати, принята целая программа по регулированию уровня шума. Если, например, какая-то магистраль расширяется или строится новая, жителям бесплатно меняют окна. Вам тоже должны помочь.

КСТАТИ

Московскому воздуху здорово помогает... глобальное потепление климата. Среднегодовая температура в столице выросла с +5 градусов до +7. Поэтому на теплостанциях топлива сжигается меньше, чем раньше. Зимой морозы - редкость, поэтому энергетики не жгут резервный уголь и реже сжигают мазут, дающие самые грязные выбросы.

Автор ждет ваших откликов на сайте!