Москва15 мая 2010 3:00

Металл для «Павелецкой» попал в войну в плен, а на месте «Первомайской» теперь депо

Метро, которое мы снесли и перестроили

Подземка, которой уже нет

Каждое утро открывают свои двери десятки наземных павильонов московского метро, через которые пассажиры попадают в подземку. Они спешат, поглядывая на часы, для них подземка - "не роскошь, а средство передвижения", а фраза про "самое красивое в мире метро" уже давно воспринимается как некий навязший в зубах лозунг. Мало кто обращает внимание на то, какое красивое у нас метро, и уж совсем единицы знают, что тот вид, в котором оно дошло до нас, сильно менялся на протяжении десятилетий. Метро не только строили - его перестраивали, исходя из нужд большого города, изменившихся архитектурных вкусов или смены городского ландшафта. Давайте же попробуем прогуляться по станциям и вестибюлям, которые мы теперь можем видеть лишь на фотографиях.

Вxод на «Смоленскую» наxодился посередине Садового кольца Больше всего не повезло наземным вестибюлям станции «Смоленская» Филевской линии. В 1935 году их было построено два - один прямо посередине Новинского бульвара, второй - поодаль, по красной линии улицы.

Первый был снесен уже три года спустя - в 1938 году, при реконструкции Садового кольца. Второй простоял лишь годом больше - его снесли при закладке фундамента большого жилого дома, который москвичи называют "дом с башенкой".

А вход в метро был встроен в первый этаж этого дома. О старых павильонах напоминает лишь подземный переход под Садовым кольцом, который когда-то служил коридором, по которому пассажиры попадали на станцию.

«Киевская» должна была стать вxодом в универмаг Наземный павильон станции «Киевская» Филевской линии авторства знаменитого советского архитектора Дмитрия Чечулина простоял подольше - его снесли в 1972 году при строительстве нового кассового зала и эскалатора на Кольцевую линию.

На площади перед вокзалом планировалось построить большой универмаг, в который должен был быть встроен вход в метро. То ли перекосы плановой экономики тому виной, то ли что еще - но торговый центр возвели там лишь в наше время, почти сорок лет спустя, встроив в него входы в метро и завершив тем самым замысел советских проектировщиков.

Для «Александровского сада» строили временный вxод А вот выход со станции «Им. Коминтерна» (ныне «Александровский сад»), что стоял прямо перед Библиотекой Ленина, в 1935 году сразу строился как временный - позднее планировалось встроить вход в метро в здание строящейся на тот момент библиотеки, что и было сделано.

Временный же вестибюль был закрыт и снесен. Сейчас на его месте - подземный переход, в котором находится один из входов на пересадочный узел Библиотека Ленина - Арбатская - Александровский сад. Металл для «Павелецкой» попал в войну в плен Во время реконструкции Павелецкого вокзала в середине 1980-х годов разобрали наземный павильон станции «Павелецкая» Замоскворецкой линии, который был возведен в 1943 году. Сейчас вход встроен в здание вокзала, а от старого вестибюля осталась лишь стена над эскалатором с большим мозаичным панно.

Замоскворецкий радиус "зеленой" ветки строился в самое тяжелое для страны время - в разгар Великой отечественной войны. Металлоконструкции, предназначавшиеся для станции «Павелецкая», остались в захваченном фашистами Днепропетровске. Как быть? Ведь металла не хватало даже для фронта! Проектировщики и архитекторы быстро изменили проект, и станция все же была сдана 1 января 1943 года - но в упрощенном виде, также без центрального зала, как «Лубянка» и «Чистые пруды». Зато ее стены украшали красивые барельефы, прославляющие подвиг советских солдат.

После войны «Павелецкую»-радиальную на несколько лет закрыли, и когда она в 1955 году вновь приняла пассажиров, это была уже совершенно другая станция: с высоким потолком и красивыми мраморными колоннами. Но небольшой кусочек того, "военного" зала 1943 года еще можно увидеть перед эскалатором у выхода к вокзалу. "Парк Культуры" перестраивали Некоторые павильоны капитально перестроили в начале 1950-х годов при строительстве Кольцевой линии. Это произошло, в частности, с «Парком культуры»: на месте небольшого вестибюля постройки 1935 года возвели новый - большой и просторный, сразу с двумя эскалаторами - на Кольцевую и на Сокольническую линии.<

>BR>Сильно изменился внешний облик входа в метро и в противоположной точке пересечения Кольцевой и Сокольнической - на станции «Комсомольская».

Старый павильон в стиле конструктивизма сменил помпезный "сталинский" с высоким шпилем, который даже лучше смотрится рядом со своими величественными соседями - Ленинградским вокзалом Константина Тона и Ярославским вокзалом Федора Шехтеля.

Поглощения и слияния

Некоторые павильоны не снесли, но все равно мы уже никогда не увидим их в первозданном виде. Почему? - спросите вы. А потому, что их "накрыли" большими зданиями. Показателен в этом смысле пример со станцией «Арбатская» Арбатско-Покровской линии.

Эта изящная трехарочная конструкция в духе классицизма сейчас скрыта громадой здания Министерства обороны, построенного в восьмидесятые годы. А старый наземный павильон теперь видно лишь на спутниковых картах.

Почти не изменился южный вход на станцию «Автозаводская» - его лишь аккуратно обстроили административным зданием в шестидесятые.

«Октябрьская» Кольцевой линии выглядывает из-под корпуса МИСИСа, вестибюль «Проспекта мира» Калужской-Рижской линии упаковали в здание Управления московского метрополитена, как в коробку, а выход из «Фрунзенской» станции «накрыли» Дворцом молодежи.

На «Лубянке» не было центрального зала Но не только наземные павильоны были перестроены - некоторые хорошо знакомые нам станции тоже когда-то выглядели совсем иначе. В 1934 году при строительстве тоннелей первой очереди под Лубянской площадью метростроевцы столкнулись с большими трудностями: грунты были чрезвычайно насыщены плывунами, т.е. смесью воды и песка. Строительство шло очень медленно, предлагалось даже обойти сложный участок и не строить там станцию вовсе. Но она все же была построена - но без центрального зала. Через короткий аванзал пассажиры попадали сразу на платформы.

Лишь в семидесятые годы станция была реконструирована - построен центральный зал, переход на Таганско-Краснопресненскую линию и второй выход в город. Ровно та же история произошла и с «Чистыми прудами» - лишь сорок лет спустя после открытия в 1935 году станция приобрела знакомый нам вид.

«Тверскую» могли построить перед мэрией Даже не особо искушенному в архитектуре пассажиру бросается в глаза разница в архитектуре между станцией «Тверская» и ее соседями – «Театральной» и «Маяковской». Это неудивительно - ведь она была построена в 1979 году, а до этого на этом месте были просто перегонные тоннели. Дело в том, что при проектировании этого участка второй очереди московского метро планировалось построить станцию не на Страстной, а на Советской площади - напротив Моссовета. Ее даже начали строить, но потом по неизвестным причинам строительство было остановлено, и затем станцию «Горьковская» (ныне «Тверская») построили уже в семидесятые ближе к «Маяковской». На месте станции теперь депо Если ехать по Арбатско-Покровской линии на открытом участке от станции «Партизанская» до «Измайловской», то слева по ходу движения виден большой красивый дом с башней. Это здание ТЧ-3 - электродепо Измайлово. Но мало кто знает, что в 1954-1961 г.г. в этом здании располагалась станция «Первомайская», которая была закрыта после продления ветки на восток. Сейчас в бывшем помещении станции располагается ремонтный цех.

Точно так же и станция Калужская располагалась когда-то в трехстах метрах ближе к центру города - в 1964 году ее открыли прямо в метродепо. Эта станция просуществовала 10 лет, пока не была открыта та «Калужская», которой мы пользуемся до сих пор.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ Юрий ЕГОРОВ, координатор общественного движения «Архнадзор»: - Первоначальный облик (узкие платформы без главного зала) «Лубянки» и «Чистых прудов» объясняется тем, что во время их строительства еще не использовали технологию заморозки грунта. На станциях была настоящая «сметана» - смесь песка и грунтовых вод. Вот и строили в обход этих плывунов. А вот «Смоленская» стала жертвой дорожных просчетов: метростроевцы не предполагали, что там пойдет расширенное Садовое. Денис РОМОДИН, редактор портала «Советская архитектура», краевед: - «Павелецкую» и «Бауманскую» строили в годы войны, в условиях дефицита материалов и сил. Сперва фронт, потом метро. Поэтому станции изначально были узкими. А после войны Павелецкий вокзал реконструировали, там ведь последние полвека вечная стройка. В итоге сейчас бывшая стена павильона стала одной из вокзальных стен. «Комсомольскую» оказалось дешевле снести и заново построить, когда строили кольцевую и пробивали второй выход. Формально вестибюль стоит на прежнем месте, но он все-таки смещен относительно прежнего. С «Киевской» история загадочная. В открытых источниках причины ее переноса не освещаются. Технических предпосылок сноса не было - станция была великолепной!