Премия Рунета-2020
Москва
+22°
Boom metrics
Москва28 июня 2010 22:00

На Черкизоне теперь торгуют мусором

Сегодня исполняется ровно год с момента закрытия крупнейшей барахолки страны [видео]
Источник:kp.ru

«Комсомолка» решила выяснить, что сейчас представляет собой «гадюшник» и насколько правдивы слухи о его скором открытии. ДЕНЬГИ ИЗ ВОЗДУХА Черкизовский рынок неисправим. В разрушенных павильонах, на горах строительного мусора идет торговля. Поскольку вещами и всякой ерундой торговать запретили, черкизовские продают... мусор. На «торговую точку» мы натолкнулись случайно. Просто блуждали по торговым рядам, наблюдая за сносом, который продолжается уже почти год.

Две трети рынка уже в руинах. Чиновники обещают закончить снос «до первого снега».

Две трети рынка уже в руинах. Чиновники обещают закончить снос «до первого снега».

Идем, идем, вдруг бах - непонятный оазис. Cреди разрухи ряд мягких кресел, а на них - какие-то смуглые парни. На первый взгляд просто сидят и плавятся на солнце. На охрану не похожи. Потому как охранники одеты в камуфляж и передвигаются по рынку в сопровождении овчарок. Непонятно. Пожали плечами, пошли дальше. Тут снова оазис. «Что за дела?» - думаю. Оказывается, торгуют. Это лишь на первый взгляд они сидят посреди свалки, а на самом деле весь «товар» рассортирован. Пластиковые окна от павильонов - отдельно, доски от палаток - отдельно. Чуть дальше - части забора и ворота. - Почем? - киваю на пластиковые окна. - Пятьсот рублей! - привстал с кресла один из продавцов. Пока торговались, подошли еще покупатели. То ли армяне, то ли азербайджанцы. Им нужен забор. Хороший, чугунный. Такой есть, но на «другой точке». Торговцы послали гонца. А вот самому отыскать и вынести подходящую доску или железяку не получится: охрана спустит собак. Потому как кража. Продавать строительный хлам имеют право лишь «бедуины» - представители фирм, которые раньше арендовали тут землю. Эти фирмы оплачивают снос из своего кармана, и им нужно знать, сколько часов на самом деле работал экскаватор. За этим и следят «проверяющие». Но поскольку их наняли из бывших черкизовских, они параллельно по старой привычке продают все, что видят.

ВМЕСТО БАРАХОЛКИ - ЦЫГАНСКИЙ ТАБОР Помимо этих оазисов, жизнь теплится и по периметру рынка. Так, к забору Черкизовского со стороны Проектируемого проезда № 890 примыкает ряд кафешек азербайджанской и узбекской кухни. Там же парикмахерская, автосервис. Все работает. И везде есть клиенты. Сюда традиционно стекаются бывшие предприниматели Черкизона. Молодежь слушает музыку, развалившись в припаркованных машинах, аксакалы заседают в кафе. Эта улица - что-то вроде мужского клуба. Ни одной девчонки. Да и случайных прохожих не бывает - обходят стороной. Только вот меня угораздило прогуляться.

Идешь как по подиуму: таращатся со всех сторон, улюлюкают и того гляди затащат в машину. Шарахаюсь от очередного психа, натыкаюсь на цыганский табор. Несколько цыганок суетятся у здоровенного котла, под которым пылает огонь. Еще парочка развешивает белье. Многочисленные дети валяются на деревянных настилах, там же ворочаются пьяные цыгане. Тихий семейный вечер.... - Мы тут с прошлого года стоим, - отвечает на мой вопрос цыганка, не отрываясь от стряпни. - Раньше продавали испан на Чекризовском. Знаешь испан? - Знаю, - киваю (это «волшебная» трава от сглаза - черкизовские отрывали с руками). - А теперь работаем в другом месте, - продолжает цыганка. - А живем здесь. Никто не гоняет. «Что же молчат жители соседних районов?» - размышляя, направляюсь вглубь дворов. - Так они к нам во дворы не заходят, - говорит жительница одного из домов по Щелковскому шоссе. - А мы в ту сторону не ходим. В целом это капля в море по сравнению с тем, что было. После закрытия Черкизовского мы хоть вздохнули свободно: пробок нет, грязи, шума тоже... - И мигранты уехали? - уточняю. Оказывается, не все. Китайцы и вьетнамцы схлынули, а вот азербайджанцы и выходцы из Средней Азии остались.

Цыганский табор находится в двух шагах от бывшей крупнейшей барахолки страны.

Цыганский табор находится в двух шагах от бывшей крупнейшей барахолки страны.

- Потому как китайцы тут жилье снимали, - поясняет жительница Северного Измайлова. - А те же азербайджанцы квартиры купили. Им теперь уезжать не резон... И все же появления бывших черкизовских с ужасом ждут в разных округах столицы. В каждом новом рынке москвичам мерещится «призрак Черкизона». - В минувшую пятницу инициативная группа москвичей передала в приемную Президента РФ открытое письмо против строительства новых Черкизонов, - говорит депутат Мосгордумы Андрей Клычков. - В поддержку письма подписались 40 тысяч человек.

Сорок тысяч человек! Неужели народ не верит, что рынки Москвы могут работать цивилизованно. - А почему люди должны верить? - спрашивает член Общественной палаты РФ Александр Брод. - Черкизона нет, но корневая база в виде коррумпированных чиновников осталась. Так, «входной билет» на рынок по-прежнему обходится предпринимателям в 50 тысяч у. е. Торговцы жалуются, что по-белому администрация работать не хочет. И под уздцы эту администрацию никто не держит. На работу территориальных органов чиновники тоже смотрят сквозь пальцы. Взять тот же «Садовод», куда перебрались часть китайцев. Там что, нет контрабанды? Соблюдены санитарные нормы и нет нелегалов? Сомнительно. Но лет через десять все исправится. Когда очередной «гадюшник» окрепнет и вымахает до таких размеров, что им снова заинтересуются федералы. ОФИЦИАЛЬНО

Грузчики Черкизовского теперь с тоской вспоминают золотые деньки, когда рынок процветал.

Грузчики Черкизовского теперь с тоской вспоминают золотые деньки, когда рынок процветал.

- Более 70 процентов Черкизовского уже руины, - говорит пресс-секретарь префектыры ВАО Москвы Андрей Иванов. - Компании, которые ранее там арендовали землю, занимаются сносом добровольно и за свой счет. Стоят павильоны компании «АСТ», которая принадлежит Тельману Исмаилову. Там зачем-то покрасили контейнеры, а охрана распространяет слухи, что рынок откроется. Не откроется. Со дня на день из суда придут документы на принудительный снос павильонов. Мы бы хотели его приурочить к годовщине Черкизовского. Это символично. - А когда полностью закончите снос? - Думаю, осенью. До первого снега закончим. - А почему по периметру Черкизона по-прежнему работают забегаловки и всякие автомойки? - У них есть разрешения на работу. Серьезно. Управа проверяла. Плюс они не на территории самого рынка. Но не волнуйтесь, через год там их не будет. Потому что на их месте начнется строительство четвертого транспортного кольца. А пока пусть стоят, они же обслуживают тех, кто занимается сносом, охраной... - А цыганский табор чем там занимается? - Мы можем на них реагировать лишь по жалобам граждан, а никто не жалуется.

КСТАТИ Решена ли проблема контрабанды? - Наша таможенная служба давно нуждается в реформах, - говорит член Общественной палаты РФ Владислав Гриб. - В первую очередь во внедрении системы электронного обмена данными между таможнями стран (то есть если вывез шубы по 20 тысяч рублей, под видом носков в Россию уже не завезешь), усилении послетаможенного контроля (таможня работает на рынках, выявляя фальшивые накладные и печати фирм-однодневок), ротации кадров (сотрудника регулярно перебрасывают из одного региона в другой, чтобы не «оброс связями») и так далее. И что самое интересное - все это есть в программе ФТС по борьбе с коррупцией. Но реализуется со скрипом либо частично. Возможно, у ФТС недостаточное финансирование. Но скорее эта программа не находит поддержки у ряда чиновников, которые и блокируют реформу. Но зато за последний год в ФТС результативно работает служба внутренней безопасности. Но сажают пока исполнителей, на место которых тут же приходят другие. Что же касается Черкизовского рынка, то его закрытие никак не может повлиять на контрабандные потоки в Россию. Просто изменились места реализации этой контрабанды.

ВОПРОС ДНЯ Со дня закрытия Черкизона минул год.

Рис. Николая ВОРОНЦОВА

Рис. Николая ВОРОНЦОВА

Кто проиграл, а кто выиграл от ликвидации Черкизовского рынка? Николай ХАРИТОНОВ, депутат Госдумы: - Может быть, проиграла городская казна, если там в полной мере взимались налоги. Но были все предпосылки такой гнойник закрыть. Теперь должен быть взаимовыигрыш, чтобы и законы не нарушались, и государственное око бдило. Владимир ПЛАТОНОВ, председатель Мосгордумы: - Сложный вопрос вы задаете - я не знаю, кто выиграл, а кто проиграл. Это проводится политика города, ни выигрышей, ни проигрышей я не отслеживал. Вячеслав ГЛАЗЫЧЕВ, архитектор, член Общественной палаты РФ: - Ликвидация таких рынков - обязательный признак цивилизованного города. Барахолки есть во всем мире, но они работают раз в неделю. Все остальные рынки превращаются в Вавилон и хаос. Хорошо, что Черкизон закрыли, но плохо, что не до конца. Гарегин ТОСУНЯН, президент Ассоциации российских банков: - Если кто и проиграл, то собственники и торговцы. Там же были трущобы и нечеловеческие условия труда. Теперь же есть шанс на более цивилизованную организацию торговли.

Алексей МИТРОФАНОВ, политик: - Главное, что Китай получил от нас серьезный урок - ведь тогда он одновременно договаривался с Туркменией по газу в обход России, как-то позабыв, что на территории нашей страны китайцы очень неплохо зарабатывают. Торговцам пришлось искать новые места, а это все не быстро делается. Но теперь пусть строят новые, более современные и отвечающие элементарным требованиям рынки. Без прежнего варварского вида и хозяйства. Анна СКВОРЦОВА, пенсионерка, Волгоград: - Кто выиграл, я не знаю, а вот я точно проиграла. Работала продавцом на вещевом рынке, хозяин закупался только на Черкизоне. А когда его прикрыли, перестал вообще ездить за товаром. Так я осталась на улице. Наталья, читательница сайта KP.RU, Москва: - Кто проиграл, меня не волнует, а вот мы, жители близлежащих районов, уж точно выиграли!