Boom metrics
Общество8 апреля 2012 22:00

Лучший учитель Москвы-2012 Вита Кириченко: «Школьные сочинения себя изжили»

На прошлой неделе прошел финал конкурса, на котором определяли лучшего учителя столицы

Мы беседуем с его победителем - зам. директора Центра образования № 1479, преподавателем словесности.

- Вита Викторовна, сейчас учителю русского языка, наверное, трудно - дети все меньше читают...

- Да, если сравнивать сегодняшних детей и тех, кто учился четыре года назад, видно - нынешние читают меньше. Но при этом количество информации ребята получают приблизительно такое же, как и их сверстники десять лет назад. Другое дело, что ее источники иные.

Все меньше детей в состоянии осилить крупные по объему произведения - ту же «Войну и мир». А вообще, думаю, среди моих учеников тех, кто читает книги, процентов тридцать.

Вита Кириченко теперь будет представлять столицу на Всероссийском учительском конкурсе.

Вита Кириченко теперь будет представлять столицу на Всероссийском учительском конкурсе.

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

- Может, и не нужны детям сейчас четыре тома Толстого? Особенно тем, кто хочет стать математиком или программистом.

- Странная логика! К нам недавно приходил выпускник, который окончил Высшую школу экономики. Выступая перед десятиклассниками, он сказал: его ошибка была в том, что он считал, что будет иметь дело с уравнениями, а имеет дело с людьми. Сейчас берут на работу тех, кто умеет говорить не только о математике, тех, кто умеет общаться.

- Может, дети испытывают проблемы потому, что не понимают языка, которым написаны классические произведения?

- Лет шесть назад я впервые услышала от ученика 8-го класса, что он не прочитал «Капитанскую дочку» Пушкина, потому что он не понимает языка, на котором она написана. И это не только литературы касается. Они не могут сказать, например, что такое босяк - хотя для нас это понятное слово. Они слышат нас, взрослых, по-другому. Это вообще большая проблема образования.

- Язык упрощается, появляется много новых заимствованных слов. Мы зачастую говорим с детьми на разных языках.

- Русский язык делаем другим мы. Есть такая версия, что процесс глобализации и язык - это вещи взаимопроникающие. Да, у нас все больше и больше англицизмов, масса новых терминов. И ничего с этим не поделать. В Германии есть целая госпрограмма по защите языка, а ничего не получается! Я не вижу в новых словах такой уж страшной угрозы родному языку: он в конце концов возьмет только нужное и близкое.

Опасность в другом. Мы стали снисходительнее относиться к неправильному написанию слов. В прошлом году мы с десятиклассниками сделали проект: собирали по городу примеры ошибок. Сфотографировали огромный плакат «Выборы призидента» - вот так, через «и». Или «День росийской милиции» с одной «с». Когда замечаешь такие вещи по отдельности, машешь рукой - ну есть у нас грамотные. Но когда собирается все вместе, это впечатляет и ты понимаешь: такие вещи и есть угроза национальной безопасности.

- И что делать? Сажать неграмотных авторов?

- Должна быть государственная политика в области русского языка. 2007 год был даже объявлен Годом русского языка. Говорили по этому поводу очень много. А сделано мало.

Должен быть жесткий контроль за соблюдением норм. Надо стимулировать к тому, чтобы говорили и писали грамотно. Что же касается наружной рекламы - да, я сторонник штрафов, которые помогут тому, чтобы все безвкусное, неграмотное не появлялось в нашем городе.

- У вас двадцать лет педагогического стажа. Как, по-вашему, увлечь детей литературой?

- Первое. Надо говорить правду. Я на уроках рассказываю, что мне очень нравится Достоевский, и стараюсь объяснить, что меня поразило в его творчестве. После этого желающих прочитать «Преступление и наказание» становится больше.

Второе. Не надо лениться. Найдите время в выходной день, в будний вечер, чтобы пойти куда-то с ребенком. В Москве много мест, где можно приобщиться к прекрасному. Это и Литературный музей им. Пушкина, и другие музеи с интерактивными программами.

Третье. Дайте ребенку возможность иметь свое мнение. Необязательно то, что думаем мы, взрослые, - истина в последней инстанции. Я, например, Макса Фрая прочитала, потому что сын мне посоветовал. Хотя первое время отмахивалась - не нужно, некогда.

ЕГЭ на вас нет!

- Многие критики считают, что корень бед в образовании - это ЕГЭ по русскому языку и по литературе: мол, он отбивает желание читать, дети настроены только на зубрежку...

- Это два очень разных экзамена: по русскому языку и по литературе. Я сторонник ЕГЭ по русскому. Я не вижу ему альтернативы. Сочинение себя изжило. Если дети читают все меньше - как они напишут сочинение?! Это уже не тот инструмент, который поможет адекватно оценивать знания. Рассуждают как: если мы вернем сочинения, дети начнут читать. Не начнут!

Второй аргумент: чтобы сдать ЕГЭ по русскому языку на 85 баллов и выше, надо иметь настоящие знания по русскому, уметь мыслить и уметь излагать эти мысли. Даже тройку зубрежкой не заработаешь. Еще в части А можно что-то угадать. В части B угадать уже не получится - надо написать ответ, на который нет намеков в формулировке вопроса. А часть С, на мой взгляд, вообще замечательная. Надо прочитать маленький текст и выделить в нем проблемы, авторскую позицию. Это покажет умение понимать текст, аргументировать свою позицию, приводить примеры из литературы, из своего житейского опыта. Дети, которые набирают максимум баллов в части С, - это те, кто читает книги и понимает то, что прочел.

- Вы сказали, по-моему, трагическую вещь, что сочинение изжило себя...

- Иногда нужно уметь признавать то, что мы есть, а не жить в иллюзии. Да, я могу похвастаться - мои дети очень мало списывают. Я не люблю списанные работы и хочу, чтобы дети на моих уроках думали самостоятельно, независимо от того, любят ли они литературу. Но это данность: современная жизнь сподвигает детей к тому, чтобы воспользоваться чем-то готовым. Есть целая индустрия: «50 золотых сочинений», «100 золотых сочинений». Что мы будем проверять? Умение списывать?!

Мы идем к профильной школе. Если ребенок выбирает основным предметом математику, у него не будет достаточного количества часов литературы, чтобы научиться писать сочинение.

Я могу говорить правильные слова, что надо учить сочинениям, учить глубокому анализу классических произведений. Сочинение на самом деле позволяет увидеть, чему мы научили ребенка. И наверняка огромное количество безграмотных людей - это как раз те, кто не смог в школе написать сочинения. Но я все же прагматик и понимаю: само по себе выпускное сочинение проблему не решит. Нужны другие способы оценки знаний, полученных в школе, и другие, современные стимулы для школьников писать и говорить грамотно.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Вита КИРИЧЕНКО. Два высших образования - педагогическое (филолог) и психологическое. В свое время под псевдонимом вела рубрику «Школьный возраст» в журнале «Домашний очаг». Участвовала в создании экзаменационного материала в РГГУ. 14 лет назад победила в столичном конкурсе «Самый классный клас­сный». Сыну 27 лет.