По Москве - как по Парижу! Не застревая в часовых пробках, не обходя машины на тротуарах и не дыша выхлопными газами. Возможно ли такое? Власти решили, что да. В столице появятся 12 маршрутов для пеших прогулок. А несколько улиц планируется закрыть для транспорта.
Еще при прежнем мэре власти затеяли проект «Золотое кольцо Москвы». Суть в том, чтобы создать целую сеть пешеходных маршрутов по городу. Гуляешь и одновременно любуешься достопримечательностями: Кремль, Третьяковка, Манеж, ГУМ... Часть улиц, по которым проходят маршруты, даже решили сделать пешеходными. Впрочем, дальше Лаврушинского переулка, где находится здание Третьяковской галереи, дело не пошло. И вот мэр Сергей Собянин дал задание реанимировать этот проект.
- Все исторические здания, расположенные вдоль маршрутов, будут восстановлены. Здесь появятся кафе, клумбы, скамейки, общественные туалеты, архитектурная подсветка, - рассказывает префект Центрального округа Сергей Байдаков.
Но главное, пожалуй, другое: Москомархитектура предложила сделать пешеходными несколько улиц (см. схему). Сейчас, увы, большинство из них - автостоянки. По той же Никольской трудно не только проехать, но и пройти - все время приходится обходить машины. Ленивка забита автомобилями тех, кто приехал к храму Христа Спасителя. По Пречистенской набережной гулять трудно даже в выходные: шумно и тяжело дышать от выхлопов.
- Между тем с этой набережной открывается прекрасный вид на храм Христа Спасителя и знаменитый Дом на набережной, - рассказали «КП» в префектуре Центрального округа. - Поэтому есть идея: установить на набережной скамейки, вымостить тротуар плиткой и сделать пешеходные переходы через проезжую часть, чтобы гуляющие свободно перемещались по единому пешеходному маршруту.
Уже этим летом, кстати, для пешеходов планируют обустроить Москворецкий мост. Там заменят тротуар и организуют видовые площадки, чтобы фотографироваться на фоне Кремля.
- Архитектурно-планировочные проработки по проектам пешеходных зон уже одобрены Москомархитектурой, - рассказал «Комсомолке» пресс-секретарь префектуры Центрального округа Павел Большунов. - Когда их утвердит мэрия, начнется работа по благоустройству этих маршрутов. Вероятно, уже в этом году.
Здесь пройдут пешие маршруты
КСТАТИ
В центре благоустроят почти 100 улиц
В этом году Москомархитектура назвала около 100 улиц, которые определяют облик города и будут благоустроены в первую очередь. Среди них - Бульварное и Садовое кольца, Тверская-Ямская, Плющиха, Новая Басманная, Большая Татарская, Тверская и т. д. На этих улицах определили больше 300 домов, чьи фасады отремонтируют. Смысл благоустройства, как пояснили в префектуре ЦАО, не только в создании комфорта для жителей. По этим улицам в дальнейшем пройдут пешеходные маршруты для туристов.
Андрей БОКОВ, президент Союза архитекторов России: «Каждый уважающий себя город имеет пешеходное пространство»
- Во всех цивилизованных мегаполисах мира пешеход - главный. В Нью-Йорке, например, существует закон, по которому любой застройщик обязан часть своей территории отдавать пешеходам. А еще там есть пространство, называемое лобби. Это первые этажи небоскребов, куда может зайти с улицы любой желающий. Захочет - просто пройдет лобби насквозь, захочет - посидит там на диване или попьет кофе в кафе. Такая вот часть общедоступного городского пространства. Кстати, участки перед небоскребами застраивать запрещено: перед ними всегда есть площадь, а на площади, как правило, работа одного из великих скульпторов.
- А в Москве вместо лобби - заборы.
- Потому что до последнего времени правила жажда наживы. Каждый квадратный метр можно продать, сдать в аренду... О пешеходах просто никто не думал. Для них с 1980-х годов, когда Арбат закрыли для машин, не сделали ничего.
- А сейчас делают?
- Да, тротуары начали мостить плиткой, меня это радует. Она более удобна, чем асфальт. Теперь нужно подготовить проект единой системы пешеходных пространств. Москва огромна, поэтому в каждом районе должны быть свои пешеходные зоны - со скамейками, туалетами, летними кафе. Там жители района могут не просто гулять, но и общаться, отмечать Новый год и другие праздники.
- Климат у нас для развлечений на улице неподходящий!
- В Сингапуре, Монреале и многих других крупных городах, где, кстати, намного теплее, есть целая сеть пешеходных путей в закрытых пространствах. Там стоят кондиционеры, которые обеззараживают воздух и поддерживают одинаковую температуру зимой и летом.
- У нас тоже есть такое пространство - мост «Багратион», ведущий к «Москва-Сити».
- Это, к сожалению, несопоставимые масштабы.
- Давайте исходить из реальности. Никто нам таких закрытых пешеходных пространств в ближайшие годы не построит!
- Хорошо, давайте вспомним опыт Парижа. Там район Сен-Жермен в выходные и праздничные дни закрывается для автомобилей и становится пешеходным. И люди приезжают туда просто погулять. Понимаете, признак цивилизованного города - не пеньки-небоскребы, не панельные чудовища спальных районов, а комфорт для жителей.
Давайте обсудим!