Премия Рунета-2020
Москва
+22°
Boom metrics
Москва31 мая 2012 22:00

Из магазинов в переходах метро выгонят торговцев контрафактом

Вместо ларьков с контрафактной одеждой и косметикой в подземных переходах появятся кафешки и газетные киоски
Источник:kp.ru

Столичные власти утвердили «Основные направления городской политики в области торговли в подуличном пространстве Москвы». Чем торгуют под землей сейчас и как изменится торговля в следующем году?

«ЭЛИТНЫЕ» ЧАСЫ ЗА ТЫСЯЧУ РУБЛЕЙ

Под Пушкинской площадью - десятки ларьков. Трусы, помада, чайные сервизы, брелки для ключей. Вот «элитные» часы за 1150 рублей. Вот очки якобы от «Версаче» и «Прада» за 350 рублей. Вот «Гуччи» за 500.

- Неужели берут? - невинно интересуюсь у продавца.

- Еще как! Приезжие, я их сразу определяю, - улыбается женщина. - Наверное, чтобы дома хвастаться: «В Москве купил, в центре!»

При этом найти киоск с минералкой - проблематично. Если и наткнешься - пол-литра 40 рублей! В обычном магазине такая же бутылка стоит 20 - 25. Мороженого вообще нет.

В переходе у станции метро «Войковская» - та же картина: тряпки, шлепанцы, ремешки для часов. Ремешок, кстати, стоит 350 - 400 рублей. Я такой же в магазине покупал за 80... Пассажиры метро относятся к подземной торговле неоднозначно. Андрей, живущий неподалеку, на Ленинградке, ларьками доволен.

- Я иногда сигареты забываю, а тут по дороге на работу всегда можно купить. Года два назад жене в подарок взял тут противень за 400 рублей. Где бы я его по городу искал?

Жительница Коптевского бульвара Ирина имеет к подземной торговле претензии.

- Я здесь хлеб иногда покупаю, когда поздно возвращаюсь и магазин возле дома закрыт, - рассказывает женщина. - Только к вечеру тут самый дорогой остается. Хотелось бы молочное покупать, колбасу, яйца - ну чтобы на ужин что-то быстро приготовить. Но тут никогда этого не бывает. Зато вон белья нижнего - море! Кому оно здесь нужно? Померить негде...

Подземные киоски имеют, увы, не самый дешевый и востребованный ассортимент. Часто торгуют откровенным контрафактом - как на некогда знаменитом Черкизоне.

ЧТО ПРОДАВАТЬ, СПРОСЯТ У МОСКВИЧЕЙ

- Нужно менять сложившуюся структуру подземной торговли. Такого скопления разномастных магазинчиков нет нигде в Европе, - прокомментировал грядущие перемены новый глава столичного Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. - Вместо них должны появиться нормальные точки общепита с санузлами, магазины сотовых операторов, пресса - то есть те услуги, которые повседневно нужны.

Внешний вид палаток в переходах мэрию совершенно не устраивает. Поэтому Москомархитектура сейчас разрабатывает для них новый дизайн. К тому же до конца этого года планируется провести специальное маркетинговое исследование. Его цель - выяснить, в каких товарах и услугах нуждаются пассажиры разных станций подземки.

- Возможно, на окраинных станциях будет больше востребована свежая пресса - потому что людям нужно чем-то занять себя в дороге, - пояснили «КП» в Департаменте торговли и услуг. - А в центре, в местах пересадок, не исключено, будут необходимы недорогие кафе.

По результатам мониторинга Москомархитектура разработает новую схему размещения подземных киосков.

Пока что ассортимент подземки - как на вещевом базаре.

Пока что ассортимент подземки - как на вещевом базаре.

ДОЛОЙ СПЕКУЛЯНТОВ!

«Подземная торговая революция» начнется в следующем году. Первое, что сделают власти, - начнут сдавать торговые места под землей по результатам открытого аукциона. Причем не на год, как сейчас, а сразу на три. При этом стартовую цену определит независимый оценщик. Больше того: из-под земли планируют изгнать спекулянтов. Ведь сейчас, как пояснили «КП» в столичном Департаменте торговли, многие коммерсанты берут в аренду подземные торговые площади «оптом», а потом сдают их в суб-аренду, занимаясь спекуляцией. В итоге съем торговой площади сильно дорожает, а платим мы, покупатели, ведь дополнительные расходы коммерсанты закладывают в цену товара. Но с 2013 года сдавать торговые площади в суб-аренду будет можно только с согласия их владельцев - метрополитена или ГУП «Гормост».

Сергей Марков, координатор совета ассоциации «Арендаторы подземных пешеходных переходов столицы», считает новые условия справедливыми.

- Сейчас даже в центре Москвы цены на аренду в разных переходах отличаются в несколько раз, - пояснил коммерсант. - Надо разрешить торговать в переходах мясом в вакуумной упаковке, молочкой!

- Под землей просто нет условий для торговли многими товарами, - не согласны в Департаменте торговли и услуг. - Например, устанавливать специальные холодильники для мяса негде. Но мы готовы обсуждать с бизнесом все грядущие изменения правил подземной торговли.

И эти изменения, кстати, уже начались. Открылись магазины-кафетерии на станциях «Сретенский бульвар» и «Митино». Там продается выпечка, салаты, бутерброды, воды, соки, горячие чай и кофе по вполне умеренным ценам.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

3,5 тысячи киосков работают сейчас в подземных переходах.

50 тысяч человек заняты в подуличной торговле - включая владельцев киосков, продавцов, охранников, экспедиторов.

13 - 15 тысяч рублей - такова средняя цена месячной аренды киоска.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Сергей СМИРНОВ, директор Института социальной политики Высшей школы экономики:

«Горожанам негде купить мелочовку»

- Торговля в подземных переходах появилась не от хорошей жизни. В Москве остро не хватает магазинов шаговой доступности, где можно купить разную мелочовку. Тот же ремешок для часов, бинт, носки или валерьянку часто можно приобрести лишь в крупном торговом центре. А ведь туда еще добраться нужно! Вот и берут в переходе, хотя нередко цены здесь выше. Из ситуации есть два выхода. Первый - открывать магазины шаговой доступности. Постепенно, кстати, это в городе делается. Второй выход - делать торговлю в переходах более цивилизованной. В Париже, например, в метро газеты, воду, шоколадные батончики и т. д. продают автоматы. Много места они не занимают, людских пробок не создают, выглядят аккуратно. Важно не только чем торговать, но и как.