Премия Рунета-2020
Москва
+8°
Boom metrics
Москва10 сентября 2012 22:00

Пассажирам помогут сориентироваться в метро

В столичной подземке ­поменяют систему навигации
Источник:kp.ru
Новая навигационная система расскажет о том, что расположено над (!) станцией.

Новая навигационная система расскажет о том, что расположено над (!) станцией.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Ориентироваться в столичном метро станет проще. До конца этого года Московский метрополитен планирует провести конкурс на новое визуальное оформление станций и переходов. В подземке появится другая навигационная система.

НОВЫЕ УКАЗАТЕЛИ И НАДПИСИ НА ЛАТЫНИ

- На станциях и в переходах повесят новые указатели двух видов: со специальной внешней подсветкой (сейчас она внутренняя: лампы находятся в стеклянном коробе. - Ред.) или же вовсе без подсветки, - пояснили «КП» в метрополитене. - На цветовом изображении каждой линии будет крупно нарисован ее номер. Ведь сейчас пассажиры в основном ориентируются по названиям линий и их цвету, а мы добавим еще и номера - в качестве дополнительного ориентира.

Вообще-то линии подземки пронумерованы и сейчас, но цифры написаны так мелко, что на них никто не обращает внимания.

При изготовлении элементов навигации, как пояснили в метрополитене, будут применяться современные технологии. Все конструкции, например, станут модульными. При необходимости их легко можно будет заменить.

- При открытии новой станции приходится переделывать указатели по всему метрополитену. А модульная система позволит быстро и своими силами заменить все указатели, не заказывая изготовления новых, - пояснили «КП» в пресс-службе метро.

Также на станциях должны появиться экраны с данными о степени загруженности линий. Смысл прост: перед входом на станцию вешается экран, на котором - графическая информация о том, насколько плотно забиты вагоны. Власти уверены, что если в метро давка, то многие пассажиры - например, пенсионеры, совершающие необязательные поездки, - в подземку спускаться не будут. Им будет проще прийти в другой раз - когда метро свободнее.

А еще, как планируется, на указателях появятся сведения о наземном транспорте и располагающихся наверху объектах - магазинах, музеях, офисных центрах. Названия станций на указателях продублируют латинскими буквами. Эту фишку хотели ввести давно, но надвигающийся чемпионат мира по футболу-2018 заставляет власти поторопиться.

Как ожидается, менять навигацию в подземке начнут уже в следующем году. Эксперты, однако, опасаются: новая система может быть не лучше старой. Как именно нужно обновить навигацию, чтобы она не путала, а помогала ориентироваться?

«НУЖНЫ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЭКРАНЫ»

- Навигация - это не отдельные фишки, а система связи «метро - пассажир», которой в московской подземке сейчас просто нет, - считает главный архитектор «Метрогипротранса» Николай Шумаков. - Клиента нужно взять у входа в метрополитен и легко довести до точки, в которую он хочет приехать. Причем навигация должна быть неразрывной. Уже на поверхности я должен понять, в какой вестибюль какой станции я вхожу и куда я могу поехать. Спустился на станцию - четко представляю, мне направо или налево. Попал в вагон - вижу, сколько остановок ехать и сколько минут. Вышел на платформу - тут же понял, куда направиться, чтобы попасть в нужное место.

По словам Николая Шумакова, в вестибюле каждой станцию нужно установить, как, например, в Гонконге, табло с интерактивной картой метрополитена. Нажал на станцию отправки, забил адрес, куда тебе нужно попасть, - на карте тут же высвечивается информация: по каким линиям двигаться, где делать пересадки, на какой автобус потом сесть, на какой остановке выйти и куда от нее топать пешком. Такой же экран должен быть и на выходе из метро - если пассажир уже забыл наземный маршрут или не посмотрел его. В Москве, кстати, карты на выходе есть. Но, во-первых, только в центре (например, при выходе с «Тверской»), во-вторых, только бумажные, в-третьих, - с голыми адресами домов, без указания, где какой магазин, торговый центр или театр.

«УБРАТЬ СВЕТЯЩИЕСЯ КОРОБА»

Николай Шумаков считает, что из метро пора убрать светящиеся короба указателей.

- Больше сорока станций московского метро - памятники архитектуры. Светящиеся указатели их не просто портят - уродуют, - уверен эксперт. - Нарушается четкий архитектурный ритм и строй. К тому же к этим коробам нужно проводить проводку, штробить, тратить электроэнергию на их работу... Зачем это все? Когда светящиеся указатели убрали со станции «Маяковская», она стала выглядеть намного лучше.

ЗАБЫЛИ ПРО МАРШРУТКИ

- На станциях нужны указатели, как выйти к остановкам маршрутных такси, - считает ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства Александр Стрельников. - Ведь сейчас они направляют только к транспорту «Мосгортранса», а как же коммерческие перевозчики?

Александр Иванович уверен, что нужно модернизировать так называемые «информационные колонны», которые установили на каждой станции. Согласно задумке пассажир может задать в микрофон любой вопрос и получить ответ. Но на станциях стоит такой гул, что услышать слова оператора трудно.

- Почему бы не приделать к этим колоннам наушники? - рассуждает эксперт. - Стоит недорого, а польза большая.

Еще он предлагает повесить побольше схем метро. Сейчас они есть не в каждом вагоне - все завешано рекламой. Появились, правда, схемы на станции, но на каждой - только одна. Пассажирам приходится плутать, разыскивая ее, тем самым создаются людские пробки.

- Схемы метро должны быть и на входе, еще до турникета, - уверен эксперт.

А вот идею экранов с данными о загруженности метро Александр Стрельников считает неудачной:

- Пассажир добрался до станции - пешком или на автобусе - и видит, что метро перегружено. Откажется он от поездки? Скорее всего, нет. Ведь у метро в Москве нет альтернативы, человек не может пересесть на другой вид транспорта. Даже на такси, потому что на улице тоже час пик и быстрее он не доедет. К идее экранов стоит вернуться в 2015 году, когда планируется запустить пассажирское движение на Малом кольце МЖД. Тогда у подземки будет хоть какой-то конкурент, пусть и не по всему городу.

«ДАЕШЬ СВЕТОВЫЕ ТАБЛО»

Есть свои идеи и у самих работников подземки. Так, машинист депо «Выхино» Евгений Мищенко предлагает установить на всех головных вагонах, в кабине машиниста, световые табло. Они будут информировать пассажиров о конечной станции поезда.

- Машинисты иногда забывают включать автоинформатор, напоминающий о том, что поезд идет не до конечной, - рассказывает Евгений Мищенко. - Тогда весь состав вынужден выходить на другой станции. А потом все пассажиры одного поезда вбиваются в другой. Но если поставить световые табло, этого не случится.

Такие табло, кстати, есть на «Русичах» и поездах 760-й серии. А вот на самых старых и самых распространенных - «полосатиках» (с полос­ками на борту) - нет.

КСТАТИ

Что еще предлагают эксперты?

- Вернуть на станции когда-то исчезнувшие указатели «В центр» и «Из центра».

- Сделать максимально крупными и яркими названия станций на стенах. И писать их чаще. Чтобы пассажир, глянув в окно, сразу понял, где он находится и нужно ли выходить.

- Повесить больше указателей в подземных холлах-переходах при выходе из метро.

НА ЗАМЕТКУ

Если у вас есть предложения по изменению навигации в метрополитене - звоните, оставляйте сообщение на пейджер 8 (495) 660-10-55 (абонент «Метро»). О результатах работы с вашим обращением вам обязательно сообщат, если вы оставите координаты.