Москва13 сентября 2012 2:00

Столицу и область свяжут скоростные трамваи

В Подмосковье решили реанимировать давний столичный проект

Скоростные трамваи в Москве и области все-таки появятся. Рельсы и вагоны закупят не власти, а частники.

Напомним: идею пуска в Москве скоростного трамвая еще в 2005 году озвучил Юрий Лужков. Власти даже определили первые пять маршрутов, по которым «поскачут» быстрые железные кони. Но разговоры так и остались разговорами.

- Сейчас куда более актуальна проблема введения платных парковок и выделенных полос для общественного транспорта, - рассказала «КП» руководитель пресс-службы столичного Департамента транспорта Жанна Терехова. - Маршруты скоростных трамваев пока в стадии проектирования. Но до конца 2016 года, как планируется, этот вид транспорта в Москве все-таки появится.

А вот в Московской области, как ожидается, скоростной трамвай пойдет уже в 2015 году.

Дорога за 25 миллиардов

Первым делом планируется построить 20-километровую линию от Малого кольца МЖД вдоль шоссе Энтузиастов до Балашихи. То же самое планировали и столичные власти, но теперь идея обрела спонсора: вложиться в проект решил банк ВТБ. Он планирует создать консорциум по строительству, куда войдут также компании «Трансстрой» Олега Дерипаски и производственное объединение «Мостовик» из Омска.

- Проект линии уже разработан, - рассказали «Комсомолке» в НИИиПИ Генплана Москвы. - Из 20 километров около семи пройдет по Москве, остальное - по области. Примерно 16 километров пути будут располагаться на эстакадах.

На московской части маршрута уже запроектированы шесть остановок (см. схему). Общие инвестиции в проект должны составить 25 миллиардов рублей.

ТРАССА ВДОЛЬ ШОССЕ ЭНТУЗИАСТОВ

ТРАССА ВДОЛЬ ШОССЕ ЭНТУЗИАСТОВ

В аэропорт и на дачу

Еще один проект скоростного трамвая, который называется «Южная хорда», берется осуществить компания «Домодедово Транс Девелопмент». Она планирует построить линию длиной 24,5 километра: от станции метро «Красногвардейская» до аэропорта «Домодедово» (см. графику).

- Дорога предназначена не только для пассажиров, - рассказали «Комсомолке» в Министерстве транспорта Московской области. - Она будет обслуживать также жителей области и дачников, имеющих коттеджи в районе аэропорта.

Еще одну линию планируют построить на перспективу. В 2015 году, как планируется, рядом с «Домодедово» появится парк миниатюр «Россия», который будут посещать от 10 до 15 миллионов человек ежегодно. Скоростной трамвай доставит и туда посетителей.

Еще два проекта (см. графику) предполагают строительство линий между Москвой и областью. Скоростной трамвай сможет перевозить жителей Щербинки, Солнцева, Южного Бутова, а также Ленинского, Подольского, Раменского и Люберецкого районов Подмосковья.

- Эксперты НИИ легкорельсового транспорта уже определили, где можно разместить остановки, депо и транспортно-пересадочные узлы, - рассказали «КП» в «Домодедово Транс Девелопмент». - Мы также предварительно договорились с владельцами земли, по которой проходят линии, о резервировании территорий под новые трассы.

Как ожидается, скоростной трамвай будет ходить по области со скоростью до 80 км/час.

К ЮГО-ЗАПАДУ ОТ СТОЛИЦЫ ПОСТРОЯТ СРАЗУ ЧЕТЫРЕ ДОРОГИ

К ЮГО-ЗАПАДУ ОТ СТОЛИЦЫ ПОСТРОЯТ СРАЗУ ЧЕТЫРЕ ДОРОГИ

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Александр СТРЕЛЬНИКОВ, ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства:

«Сначала найдите пассажиров»

- Строить скоростной трамвай в области, вне сомнения, намного проще, чем в городе. И дешевле - меньше переносить коммуникаций. Глобальная проблема одна - найти пассажиров. Перед строительством каждой ветки нужно провести тщательнейший анализ: а кто же этим трамваем будет реально пользоваться? Второй момент: власти области должны быть морально готовы вложить в эти проекты бюджетные средства. Ведь срок окупаемости скоростного трамвая - 30 лет минимум. Ни один бизнесмен, тем более в России, при таком раскладе вкладывать средства не станет. Но войти с государством на паях вполне может. Особенно если получит возможность строить вдоль линии скоростного трамвая жилье.