Премия Рунета-2020
Москва
+20°
Boom metrics
Москва11 октября 2012 22:00

Две трети москвичей довольны деятельностью мэра

Жители столицы считают, что Сергей Собянин успешно решает проблемы ЖКХ и благоустройства, а также качества и доступности образования
Источник:kp.ru

Итоги двухлетней работы столичного градоначальника начали подводить социологи. Центр мониторинга общественного мнения (ЦМОМ) провел телефонный опрос 5000 москвичей, репрезентативно представляющих все взрослое население Москвы. Причем количество опрошенных равномерно распределялось по округам. Социсследования «Оценка москвичами деятельности городских властей» и «Жители Москвы о перспективах развития столицы» позволяют сказать: уровень поддержки мэра стабильно высок.

«ОН ПОВЕРНУЛСЯ ЛИЦОМ К ЛЮДЯМ»

- Похожее исследование проводилось и в прошлом году. Но его результаты были скорее «авансом» Собянину. Москвичи оценивали не то, что мэр успел сделать, а то, что он делать начал, - рассказывает кандидат философских наук, доцент кафедры социсследований факультета социологии МГУ Игорь Петров. - Нынешний же опрос показывает, что большинство москвичей мэру на самом деле доверяют.

Жители столицы, по мнению Игоря Григорьевича, оценили те понятные и зримые вещи, которые сделал мэр:

- Обратите внимание (см. графику. - Ред.), большинство опрошенных считают, что в городе действительно появились общественные пространства: нормальные парки и благоустроенные дворы. Ведь этого просто нельзя не заметить, - считает социолог. - Крайне важно, что Собянин и его команда повернулись к людям, простым москвичам.

По мнению эксперта, столичный градоначальник стал намного популярнее, когда начал отдавать власть на места.

- Посмотрите: городской бюджет перераспределяется в сторону муниципалитетов. Причем депутаты сами решают, на что тратить деньги, - поясняет Игорь Петров. - Собянин, по сути, развивает демократию, местное самоуправление. При этом, что интересно, он о демократии не кричит. Мэр подчеркнуто рационалистичен: если местные жители лучше знают, как потратить деньги на благо-устройство, значит, пусть они и тратят. А потом контролируют качество работ. Никакой политики, нормальная житейская логика. И людям такой подход нравится - ведь они стали участвовать в управлении городом.

ДОГОВОРИЛСЯ С ОППОЗИЦИЕЙ

Социолог считает, что Собянин набрал много очков, сумев направить в мирное русло протест оппозиции.

- Митинги и шествия случаются в Москве регулярно. Но они не приводят ни к погромам, ни даже к сколь-нибудь серьезным беспорядкам, - рассуждает социолог. - Одна из главных причин в том, что команда Собянина умеет находить компромиссы: и по месту проведения акций, и по их регламенту. Поэтому среди тех 20% населения Москвы, кто активно интересуется политикой, рейтинг Собянина довольно высок.

По словам эксперта, мэр демонстрирует гибкость и в относительно «мелких» вопросах. Типичный пример: в Митине решили строить мечеть. Местные жители вышли на митинг, и уже на следующий день решение было отменено. К людям, получается, прислушались. А вот результат: еще в мае деятельностью Собянина на посту мэра был удовлетворен 61% жителей Северо-Западного округа, а в сентябре - уже 71%.

ОБРАЗОВАНИЕ СТАЛО ПРОФИЛЬНЫМ

Результаты опроса свидетельствуют, что москвичи высоко оценивают усилия по тем направлениям работы мэра, которые сам Собянин считает главными. Это прежде всего благоустройство городской среды и модернизация образования (см. графику). С благоустройством понятно: жить в приличных условиях мы все хотим здесь и сейчас. А повышение качества образования - работа на перспективу. Ведь дальнейшее развитие Москвы зависит не от количества, а от «качества» живущих в ней людей. А один из важнейших показателей качества - как раз уровень образования.

- Я не удивляюсь результатам опроса, - пояснила «КП» директор гимназии № 1529, что в районе Арбат, Марина Соловьева. - Во-первых, при Собянине изменилась система оплаты труда педагогов. Им стали платить за качество обучения, и, как следствие, оно тут же серьезно выросло. Родители это заметили. Второй плюс - обучение стало многоступенчатым. В рамках одного микрорайона появляются школы первой, второй и третьей ступеней. Это значит, что обучение постепенно становится профильным. В старших классах ученик обучается не для того, чтобы просто окончить школу, но чтобы максимально хорошо подготовиться к поступлению в намеченный вуз. Образование соответственно становится более «направленным». Появляется гарантия того, что вчерашний школьник выберет действительно нужный ему вуз и не разочаруется в выбранной профессии, как это часто бывает.

МЭР-НОВАТОР

Кстати, многие эксперты уверены, что именно новаторство Сергея Собянина стало причиной его высокой популярности. Напомним (см. kp.ru): по всем сферам жизни города мэр сформировал пятилетние программы развития. И все эти программы - транспорт, благоустройство, образование и т. д. - город сейчас реализует. Получается, что Москва развивается не хаотично, а по четкому плану.

- Уровень менеджмента с точки зрения стратегического планирования в городе существенно вырос, - считает замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер. - Не зря Собянин пригласил в свою команду Андрея Шаронова (заммэра по вопросам экономической политики - Ред.) - одного из лучших госуправленцев России. Благодаря новой команде бюджет стал более эффективным, а уровень коррупции серьезно снизился. Собянин пытается выстроить город в качестве современного образования и отойти от советского колхоза с элементами рыночной экономики, который был раньше.

Еще один плюс, по мнению эксперта, в том, что Москва при Собянине избавилась от непрофильных активов: аэропорта «Внуково», сельхозпредприятий, гостиниц, карьеров по добыче стройматериалов...

- Когда эти активы были распроданы, появились дополнительные деньги на дорожную инфраструктуру, благоустройство дворов, парки, - пояснил Гонтмахер. - К тому же у всех этих предприятий появился более эффективный собственник, а у чиновников стало меньше возможностей брать взятки и «пилить» чужие доходы.

Эксперт считает, что Собянин стал развивать Москву по принципам ведущих мировых мегаполисов. Стал форсированными темпами строить метро, сделал ставку на развитие общественного транспорта, провел международный конкурс на создание концепции Большой Москвы.

- Крайне важно, что Собянин сумел выстроить эффективные отношения с федеральным центром, - считает Евгений Шлемович. - Столица - уже не московское княжество, а ведущий регион России, которому федеральные власти готовы всячески помогать. Взять хотя бы расширение Москвы. Это не собянинский проект, но реализовывать его доверили именно ему, значит, доверие и взаимопонимание есть.

Что касается причин популярности мэра, то, по мнению эксперта, большую роль сыграла манера поведения градоначальника.

- Он скромный, не высовывается, не делает сенсационных заявлений и не занимается самопиаром. Людям это нравится. Мне кажется, что в рамках того, что вообще возможно в России, Собянин делает очень много, - считает Гонтмахер.

НА СТОРОНЕ ГОРОЖАН

По мнению экспертов, москвичи приняли Собянина еще и потому, что в конфликте инвесторов и простых горожан он принял сторону последних. Были отменены несколько сотен (!) инвестиционных проектов, которые могли ухудшить качество жизни в столице. Самые громкие, пожалуй, примеры - строительство подземных торговых центров на Пушкинской площади и площади Тверской Заставы. Эксперты в один голос утверждали, что их появление приведет лишь к новым пробкам, в которых стоять всем нам. А экономический эффект от этих инвестпроектов будет ничтожным. И власти согласились.

- Мэрия стала прислушиваться к мнению специалистов, это крайне важно, - считает сопредседатель Межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Александр Морозов. - Все адекватные предложения принимаются. Другой вопрос, что быстро, за два года, решить проблему пробок, которую создавали годами и десятилетиями, крайне сложно.

То же самое, кстати, касается проблемы экологии (см. графику). Ну как воздух в столице может стать чище, если мы сами покупаем и покупаем машины! Конечно, введение бензина «Евро-4», которое запланировано на следующий год, даст определенный эффект. Но пока мы сами не поймем, что ездить по городу можно не только на машине, пробок меньше не станет и воздух не очистится. Новатором в этом городе, наверное, должен быть не только мэр, но и все мы - если хотим жить комфортно.