Москва19 октября 2012 2:00

Подмосковье спасут от пробок с помощью супервокзалов

Зампредседателя правительства Московской области Анатолий Насонов рассказал «Комсомолке», как будут решать проблему заторов

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ - ПУТЕПРОВОДЫ

- Анатолий Павлович, с пробками пока не может справиться даже сверхбогатая Москва. Где Подмосковье возьмет деньги?

- Я бы не разделял проблему на областную и городскую. Сегодняшняя ситуация на дорогах выходит за рамки Московской области и Москвы, страдает значительная часть России. В федеральном правительстве обещают помочь. По поручению Дмитрия Медведева мы готовим программу дорожных работ на 2013 - 2015 годы. Она будет стоить до 30 миллиардов рублей. Это примерно треть от того, что необходимо.

- Одна из главных причин пробок в области - переезды через железные дороги. Шлагбаумы закрыты по 6 - 10 часов в сутки, причем в часы пик..

- В этом году на строительство путепроводов через железные дороги выделят более 10 миллиардов рублей. До 2016 года будет построено 27 путепроводов. Причем как раз в тех местах, где возникают самые большие пробки. Например, на месте съезда с Дмитровского шоссе на Рогачевское в городе Лобня. Будет развязка на пересечении Можайского шоссе и Белорусского направления МЖД - за Одинцовом. Появятся путепроводы через железную дорогу в районе Хлебникова и у платформы Водники, на 20-м км Носовихинского шоссе, платформе Нахабино Рижского направления и ряде других.

РАСШИРЯТ БУТЫЛОЧНЫЕ ГОРЛЫШКИ

- Большинство подмосковных трасс резко сразу за МКАД сужается. Получается эффект бутылочного горлышка.

- Параллельно с расширением вылетных трасс в Москве они будут расширяться и в области. Конкретный план скоро представят губернатору области, мэру Москвы и министру транспорта России. Трассу Москва - Рига в области уже расширяют. В 2013 году сдадут новый путепровод на трассе М-5 «Урал» в районе Люберец. На очереди - расширение Дмитровского шоссе.

- Правда, что область решила делать ставку на платные дороги?

- Будем и старые расширять, и новые платные строить. Появится, например, платная дорога от МКАД, в обход Балашихи и Ногинска, до Орехово-Зуева. Она пройдет правее Горьковского шоссе, если смотреть из Москвы.

- А что будет с главной «пробкой» области - Щелковским шоссе?

- Есть предварительный проект строительства нового Щелчка. Это будет автомагистраль с развязками в районе Щелкова и Балашихи. Шесть полос, с колесоотбойным брусом, шумозащитными щитами - все как положено. Но для строительства необходимо вырубить 46 гектаров леса в национальном парке «Лосиный Остров».

Анатолий Насонов.

Анатолий Насонов.

- Буря поднимется!

- Уже сегодня люди часами не могут добраться до места работы из микрорайона № 30 (он заселен только на 15%. - Прим. авт.), ситуация будет тупиковая при его полном заселении и вводе еще двух. Дано поручение проработать вариант строительства тоннеля под национальным парком. Уверен, что это очень дорого. Даже в «наземном исполнении» километр дороги обходится более чем в 1,7 миллиарда рублей. А в подземном - в разы больше! Мы должны предложить все возможные варианты. Возможно, что все-таки придется рубить. Дорога очень нужна, это признают даже сами представители «Лосиного Острова». Трасса может пройти по окраине парка, где миграция животных мала. А 46 гектаров к парку можно просто добавить из лесов муниципальных образований и других землепользователей. В любом случае прохождение трассы будет обсуждаться с жителями, а конечное решение - за федеральным правительством.

ЦКАД ПОСТРОЯТ В 2020-м

- Многие эксперты уверены: разгрузить область от транзитного транспорта поможет Центральная кольцевая автодорога. Когда же она все-таки появится?

- Сейчас идут работы на первом пусковом участке между Ленинградским и Горьковским шоссе. Полностью дорогу планируют сдать в 2020 году. Кстати, на одном из участков - от Киевского до Ленинградского шоссе - ЦКАД делает петлю и уходит на Большое бетонное кольцо. Но Малую бетонку на этом участке будут реконструировать и планируют сдать в 2022 году.

- А ЦКАД действительно поможет?

- Предварительные данные - нагрузка на МКАД снизится на 7 - 15%. К тому же, насколько я знаю, власти Москвы приняли решение постепенно выводить из города грузовые дворы, на железнодорожных станциях, куда сейчас приезжают большегрузные автомобили. Около 20 таких терминалов планируется переместить на ЦКАД, и в Москве станет меньше грузовых машин.

ОСТАВИЛ МАШИНУ - СЕЛ В ПОЕЗД

- Когда у железнодорожных станций появятся перехватывающие парковки и транспортно-пересадочные узлы?

- Уже в этом году собираемся открыть плоскостные перехватывающие паркинги на станциях Воронок, Бахчиванджи, Монино и Чкаловская в Щелковском районе, на станциях Томилино и Панки в Люберецком районе. Транспортно-пересадочные узлы должны появиться в Химках, Мытищах, Голицыне, Дедовске, Нахабине, Подольске. Каждый такой узел будет включать в себя многоуровневый паркинг не меньше чем на пять тысяч мест, интегрированный со станцией - чтобы было удобно пройти на электричку, большую разворотную площадку для общественного транспорта. На 26 станциях появятся транспортно-пересадочные узлы, а на 223 - перехватывающие парковки.

- И где найти место для ТПУ? У вокзалов все застроено.

- Это будут новые места. В Химках, например, транспортно-пересадочный узел планируется организовать напротив торгового центра «Мега». Там чистое поле... ТПУ вполне возможно построить за счет инвесторов. Рядом с пересадочным узлом появятся торговые центры, офисные комплексы, гостиницы. И они, поверьте, будут очень востребованы - потому что до них легко добраться. Так что все вложения, которые сделает инвестор в транспортную инфраструктуру, окупятся с лихвой.

- Вряд ли частник сделает бесплатными парковки.

- Да, по всей видимости, они будут платными. Но дорогими - никогда.

Рис. Андрея МУХИНА.

Рис. Андрея МУХИНА.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Анатолий Насонов, зампредседателя правительства Московской области, курирующий транспорт. Начинал карьеру с должности дорожного мастера, работал начальником ремонтного пункта, главным инженером, начальником Истринского дорожного ремонтно-строительного управления в Московской области. В 1989 - 1994 годах - начальник Мосавтодора. В 1994 - 1996 годах - генеральный директор Федерального дорожного департамента Министерства транспорта РФ в ранге первого заместителя министра. В 1996 - 2004 годах - первый заместитель министра транспорта России.