Премия Рунета-2020
Москва
+13°
Boom metrics
Москва3 января 2013 22:00

Безбилетники в столичных электричках: Как я участвовал в «сафари на «зайцев»

Железнодорожники решили выяснить, сколько москвичей и жителей области не платят за билеты в электропоездах. Корреспондент «КП» освоил ремесло кассира-контролера и посчитал "зайцев" на маршруте Москва - Домодедово
Источник:kp.ru
мужики и не идут на работу кассирами-контролерами

мужики и не идут на работу кассирами-контролерами

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

В подмосковных электричках ставят опыты на "зайцах". Нет, их не гоняют шокером - всего лишь считают по головам. Эксперимент стартовал еще летом, и РЖД как раз сейчас подводит первые итоги.

Раннее утро. Павелецкий вокзал. Сонные пассажиры вяло докуривают перед посадкой в электричку. Вот и охотники, точнее, охотницы - Ольга и Анжела. В фирменных красных плащах кассиров-контролеров их видно издалека. Каждый день эти милые девушки просыпаются в пять утра, чтобы железобетонно встать на защиту финансовых интересов Центральной пригородной пассажирской компании.

Москва Павелецкая - Коломенское:

«МИЛЫЙ, ПРОСНИСЬ. ГДЕ БИЛЕТИК?» Ольга Данилевская и Анжела Чаадаева работают кассирами-контролерами в пригородном транспорте всего несколько месяцев. Но тут как на войне - день за два. - Работа, конечно, нервная, - улыбается хохотушка Анжела. - Но я без нее не могу. Мы же лицо компании, обязаны любить наших пассажиров. Вот я и полюбила. Многих знаю в лицо, по крайней мере постоянных зайцев - всех. Моя задача сделать так, чтобы у пассажира не осталось никаких вопросов, чтобы он оплатил проезд и впоследствии делал это без принуждения. Вместе с девушками садимся в головной вагон электрички до Домодедова. Утром из Москвы народу едет мало. В натопленных вагонах атмосфера сонная. - Молодой человек, ваш билет! - Оля деликатно, почти нежно, касается плеча разомлевшего пассажира. Человек просыпается, что-то бурчит. Наконец показывает мятый билет и снова засыпает. - У нас с августа проходит эксперимент по введению новых принципов обращения с пассажирами, - поясняет Ольга. - Мы должны быть исключительно вежливы, знать ответы на любые вопросы - от расписания движения до мест получения социальных карт. Ну и, конечно, проводим исследования: считаем, каков пассажиропоток, процент безбилетников. В конце дня вместе с выручкой сдаем отчет.

Коломенское - Домодедово:

ДЕВУШКИ В КРАСНОМ НЕ НОСЯТ КАБЛУКОВ На лавке электрички сидит женщина и отсутствующим взглядом смотрит в стену. Между колен зажата матерчатая сумка. Волосы покрыты платком, давно потерявшим свой первоначальный цвет. - Это точно безбилетница, мы ее давно знаем, - негромко говорит Анжела и уже громче, обращаясь к пассажирке. - Опять билета нет? Женщина молча поднимается с места и быстрым шагом удаляется в «гофру» перехода между вагонами. Действия ее отточены до автоматизма. Она прекрасно знает, что сделать с ней ничего не смогут. Максимум - попросить оплатить проезд или выйти на ближайшей остановке. Проезд от Домодедова до Москвы стоит 82 рубля. Но покупка билета у контролера - это «доп. услуга». Она стоит 50 рублей к стоимости проездного документа, и далеко не все горят желанием платить. Куда проще выскочить из вагона, пробежать до соседнего и прятаться там.

Интересуюсь, все ли ведут себя так мирно. - Меня однажды чуть из двери на полном ходу не выкинули, - как обычно, смеясь, рассказывает Анжела. - Мужик какой-то в тамбуре платить отказался, двери не работали, оказались открыты. Еле вырвалась. Но обычно все нормально. Мы умеем сглаживать конфликтные ситуации. Нас этому учат на спецкурсах. Главное - не отвечать агрессией на агрессию. Еще учат не носить обувь на каблуках. В вагоне трясет, ну и работаем на ногах всю смену. А охраны с нами, как видите, нет. Не предусмотрена.

Корреспондент «КП» освоил ремесло кассира-контролера и посчитал зайцев на маршруте Москва - Домодедово

Корреспондент «КП» освоил ремесло кассира-контролера и посчитал зайцев на маршруте Москва - Домодедово

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Домодедово - Москва Павелецкая:

НАПАДЕНИЕ НА ФОТОКОРРЕСПОНДЕТА - Товарищ капитан, подойдите, тут сложная ситуация! - неожиданно раздается голос фотокорреспондента «КП» из другого конца вагона. «Надеваю» суровое «капитанское» выражение лица и приближаюсь к тамбуру. Из него, злобно на меня зыркая, спешно ретируется какой-то мужик. Судя по запаху - пьяный. - Он нож достал. И камеру хотел разбить! - возмущается фотокор. Подвыпивший с ножом спрятался в недрах электрички - испугался «товарища капитана». В Домодедове таких - пьяных и агрессивных - вагон и маленькая тележка. Поэтому-то мужики и не идут на работу кассирами-контролерами. У женщин психика крепче, а мужик может не выдержать, сорваться, крепко приложить матерком. Конфликт погасить не удастся.

А Оля с Анжелой проверяют билеты с улыбкой. На оскорбления отвечают вопросом на вопрос: «Почему вы со мной так разговариваете? Я же вам не грублю...» На обратном пути из Домодедова в Москву "зайцы" носились по перронам стаями. Безбилетники реагировали на щелчки затвора нашей фотокамеры весьма болезненно, старались перекрыть объектив грязноватыми ладонями. Но беготня смысла не имела - в заполненной до отказа электричке работают сразу две бригады контролеров. Зайцы оказывались между двух огней и буквально зверели. Оля с Анжелой меланхолично зачитывали им выдержки из «Обязанностей пассажиров», пока те демонстративно отворачивались. Мы их выставляли из электрички, они, ворча, выходили - чтобы забежать в другой вагон. И там ждать следующей встречи с контролерами. Полтора часа до Москвы пролетают в безостановочной беготне.

Вместо эпилога:

КОГДА ТУРНИКЕТЫ ЗАМЕНЯТ ЖЕНЩИН Коломенское - здесь первая станция метро на пути в Москву. Электричка стремительно опустошается. В толпе пассажиров видны ставшие уже знакомыми безбилетники: мужик с ножом, группа студентов. Студенты смеются и показывают нам поднятые средние пальцы. Обидно, но зато теперь можно выдохнуть: до Павелецкого вокзала поедут только люди с билетами. Иначе турникет не пройти. Итак, во время охоты мы насчитали примерно полторы сотни зайцев. На этом направлении примерно каждый пятый пассажир ездит на халяву! Это рабочий люд, не считая пенсионеров. И, оказывается, это еще сравнительно мало (см. «Официально»). Единственный разумный способ решения проблемы безбилетного проезда - установка на станциях турникетов. А на перегоне «Москва Павелецкая - Домодедово» лишь треть из 14 станций укомплектована этими устройствами, исключающими проход "зайцем". И, значит, пока работа Ольги и Анжелы ой как нужна.

ОФИЦИАЛЬНО

В безбилетниках оказалась треть пассажиров

- Доля "зайцев" и "квазизайцев" (оплачивающих лишь часть реального пути) составляет 22% и 38% от общего числа перевезенных пассажиров, - подводят итоги в пресс-службе Центральной пригородной пассажирской компании. По данным ЦППК, за прошлый год компания перевезла 15 миллионов 198 тысяч пассажиров. Примерно 3,2 миллиона из них оказались "зайцами". Около 6,5 миллиона оплатили проезд лишь частично. Треть от общего числа пассажиров - льготники. Таким образом, получается, что обычных честных плательщиков в общей массе - тоже всего треть. Им, по сути, и приходится платить за остальных.

Чтобы уменьшить число безбилетников, реализуется гибкая тарифная политика, вводятся новые удобные абонементы, которые экономят время и деньги пассажиров (по сравнению с разовыми билетами), развиваются технологии и способы оплаты проезда. Самый эффективный метод борьбы с "зайцами" - устройство систем контроля доступа на остановочные пункты. Это турникетные комплексы, ограждения периметра и железнодорожных путей. На начало 2012 года турникетными комплексами оборудовано 83 остановочных пункта. Цель в будущем - полный охват основных станций Московского транспортного узла, включая 61 остановочный пункт в черте Москвы. Точную дату охвата в пассажирской компании, увы, пока не могут назвать.

А КАК У НИХ?

За границей штраф для "зайцев" - 60 евро В отличие от России в Европе за проезд "зайцем" в электричках штрафуют - и на весомые суммы. В среднем это 60 евро. Но борются с "зайцами" не только штрафами. В Польше, например, дважды в день - утром и вечером, в строго определенное время - пускают бесплатные электрички. По пути на работу или с работы можно сэкономить. Но попробуешь проехать на халяву в другое время - плати штраф. В Германии или Испании зайти в поезд, минуя турникет, невозможно. За этим пристально следит полиция. А во Франции штраф за оскорбление контролера общественного транспорта достигает 500 евро. Год назад Минтранс России вносил предложение поднять размер штрафа "зайцам" до 50-кратной стоимости зонного тарифа, проще говоря - практически до стоимости месячного проездного. Однако решение по этому вопросу так и не было принято.