Премия Рунета-2020
Москва
+30°
Boom metrics
Происшествия25 января 2013 12:35

Выводы Межгосударственного авиационного комитета: На разбившемся Ту-204 не сработали воздушные тормоза

Но главная причина ЧП, по мнению независимого эксперта, в несовершенстве систем торможения самолета
Источник:kp.ru

Фото: РИА Новости

Ту-204 в аэропорту «Внуково» разбился из-за того, что не сработала система реверса. Такие выводы сделал Межгосударственный авиационный комитет (МАК), который расследовал причины авиационного происшествия.

ОЧЕНЬ ЖЕСТКАЯ ПОСАДКА

Вот как, по данным МАК, развивалась трагедия. Самолет по неустановленной пока причине начал садиться не в самом начале взлетно-посадочной полосы, как положено, а в 950-1000 метрах от него - примерно посередине.

Пилот перевел рычаг управления реверсом* в положение «максимум», но реверс не включился. После чего пилот реверс выключил. За это время (8 секунд) скорость увеличилась с 210 до 240 километров в час.

- Через 5 секунд после выключения реверса, после слов бортинженера «Реверс включай! Реверс!», был зарегистрирован повторный перевод рычага в положение «максимального реверса», - рассказали «КП» в МАК.

- Но включения вновь не произошло. В итоге самолет на скорости свыше 200 км/час целых 32 секунды несся по «взлетке». Полоса заканчивалась, и пилоты решились на отчаянный шаг: по приказу командира бортинженер выключил двигатели с помощью стоп-кранов, а затем и тормоза на шасси, но это не помогло: тяжелый лайнер достиг оврага перед Киевским шоссе и врезался в его склон. Это произошло на скорости около 190 км/час. От удара Ту-204 развалился на части и загорелся, а части лайнера вылетели на шоссе.

«ЭТА СИСТЕМА НУЖДАЕТСЯ В ДОРАБОТКЕ»

Но почему же не сработал реверс?

- Причин у трагедии две. Первая - явная ошибка экипажа, в результате которой самолет приземлился не в начале, а в середине взлетно-посадочной полосы, - считает пилот гражданской авиации, член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского Юрий Караш.

- Вторая причина - недоработки конструкции Ту-204. Юрий Юрьевич пояснил: реверс на Ту-204 имеет блокировку на включение в воздухе. Ее ввели еще при разработке конструкции самолета, после того, как в 1991 году рухнул «Боинг 767» авиакомпании «Лауда Эйр». У него на высоте случайно включилась система реверса, в результате самолет стал тормозить в воздухе и рухнул. Погибли 233 пассажира

- И вот представьте ситуацию. Ту-204 на большой скорости касается взлетно-посадочной полосы. Поскольку он еще и без пассажиров, т. е. легкий, то самолет подпрыгивает, чуть поднимаясь в воздух, - объясняет Юрий Караш.

- А поскольку он в воздухе, тут же срабатывает система блокировки реверса, и эта система не включается! А если не срабатывает она, то автоматически не работает и другая - система автоматической механизации: не выходят спойлеры - отклоняющиеся поверхности крыла, которые увеличивают лобовое сопротивление самолета при посадке. В итоге пилоты могут тормозить только с помощью шасси: работает всего одна система торможения из трех. Тут, по словам эксперта, пилоты допускают ошибку: не убирают шасси.

- Они убираются быстро, особенно под весом самолета, - пояснил Юрий Караш.

- И если бы самолет поехал по снегу на «брюхе», его скорость за счет сильного трения резко бы снизилась. И шансов выжить у экипажа было бы больше. Наш эксперт, тем не менее, считает, что главная причина трагедии - несовершенство конструкции Ту-204. - На мой взгляд, система включения и блокировки реверса нуждается в доработке, - уверен Юрий Караш.

*Реверс - устройство, которое направляет часть воздушной или реактивной струи по направлению движения самолета. Таким образом создается обратная тяга, и скорость самолета падает.

Напомним, самолет Ту-204 авиакомпании Red Wings 29 декабря при посадке выкатился за взлетную полосу и загорелся. Погибли пять человек, еще трое до сих пор в больницах, было возбуждено уголовное дело.

ФОТОРЕПОРТАЖ С МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ