Москва24 марта 2013 22:00

Столичные трамваи смогут ходить с интервалом в минуту

Какое будущее ждет любимый горожанами транспорт, рассказал «Комсомолке» заммэра Москвы Максим Ликсутов
В Москве так тесно, что разогнаться скоростному трамваю особо негде.

В Москве так тесно, что разогнаться скоростному трамваю особо негде.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Столичному трамваю - 114 лет! 25 марта 1899 года в Москве открылось регулярное движение трамваев по городу - на электрической тяге. Он покатил по рельсам от Бутырской заставы по Нижней и Верхней Масловке до Петровского парка. Сейчас в Москве 48 трамвайных маршрутов, а длина путей около 420 километров - это расстояние от Москвы до Нижнего Новгорода. Правда, средняя скорость трамвая в Москве всего 15 км/час. Многие «электрические поезда» совсем старые, родом из 1980-х. Будет ли развиваться трамвай?

БЫСТРЕЕ И ТИШЕ

- Город принял схему развития трамвайного движения на ближайшие три года. В прошлом году отремонтировали 63 километра путей. До конца этого года, думаю, мы полностью выполним трехлетний план по реконструкции более 200 километров путей. Они станут менее шумными и более современными. Деревянные шпалы, например, будут менять на бетонные. Либо просто положат бетонные плиты. Трамвай на таких рельсах значительно меньше шумит, сами пути - долговечнее. После реконструкции пути будут соответствовать лучшим европейским аналогам по качеству, по вибрации, по скорости движения, по безопасности для пассажиров и удобству для маломобильных граждан. Посадочные платформы приподнимаются, чтобы людям с ограниченными возможностями, например инвалидам и мамам с колясками, было легче входить в вагон.

- Сейчас трамваи ходят довольно редко...

- Реконструкция позволит сократить интервал движения вплоть до 1 минуты. С таким интервалом - до 1 минуты - в час пик трамваи смогут ехать на самых напряженных участках города. Больше того: на некоторых участках трамвай сможет дублировать метро. Например, маршрут № 7 будет следовать по путям от Каланчевской улицы до улицы Халтуринской, чего раньше не было. После завершения реконструкции путей он будет проходить до Каланчевки и на некоторых участках будет дублировать одну из самых напряженных линий метрополитена - Сокольническую. По сути, у пассажиров с учетом более частых остановок появится реальная альтернатива другим видам транспорта, чтобы приехать из спальных районов в центр города. Кстати, везде, где рельсы можно обособить - чтобы на них не заезжали автомобили, - мы это сделаем. Появятся и новые линии. Например, в поселок Северный. Кстати, все они будут строиться только после проведения общественных слушаний.

СКОРОСТНЫХ ПОКА НЕ БУДЕТ

- А скоростной трамвай когда по Москве поедет?

- Мы отложили решение этого вопроса на два-три года. Скоростной трамвай, по сути, это электричка внутри города. Мало остановок и высокая скорость - примерно 55 км/час. С одной стороны, для города это большое благо. С другой - участков, где было бы мало пересечений с другими дорогами, чтобы трамвай не стоял на светофоре, где можно построить обособленные пути, крайне мало. Конечно, есть вариант организовать линию на базе уже существующих путей обычного трамвая. Но тогда нужно уменьшить количество остановочных пунктов. И часть пассажиров, которые привыкли на определенных остановках садиться, просто теряют возможность уехать! Быстрый комфортабельный трамвай просто пролетает мимо. А еще пришлось бы строить много тоннелей и эстакад. Во-первых, это дорого, во-вторых, пришлось бы ломать сложившийся архитектурный облик многих районов Москвы. В общем, пока ни на новых участках, где мы собираемся строить трамвайные пути, ни на старых линий скоростного трамвая не будет.

- А как же проект вдоль шоссе Энтузиастов в Балашиху? Сколько лет его обещали!

- Там скоростного трамвая тоже пока не просматривается, потому что нужно много остановок, чтобы пересадить людей, едущих по этому маршруту на личных машинах или автобусе. Там будет обычный трамвай со средним расстоянием между остановками 400 - 600 метров.

- Новые трамваи закупать будете?

- Да. Мы, например, в следующем и 2015 годах постепенно запустим 120 трамваев с низким ровным полом, вообще без ступенек! С остановки в салон не нужно подниматься - просто сделать шаг.

КСТАТИ

Как сообщили «КП» в столичном Департаменте транспорта, скоростной трамвай может появиться на присоединенных территориях Троицкого и Новомосковского округов. Стоимость строительства линий скоростного трамвая в 5 - 7 раз ниже стоимости строительства метро.

ВОПРОС - РЕБРОМ

А нужно ли так часто?

Каждый день столичные трамваи перевозят около полумиллиона пассажиров. Метрополитен - 7 - 8 миллионов. Так стоит ли пускать трамваи через минуту? Будут ли они заполнены?

- Трамваев в Москве должно быть больше, и ходить они должны чаще. В странах Запада обычный интервал - даже не в часы пик - три - пять минут, - заявил «КП» эксперт по общественному транспорту центра «Пробок.Нет» Александр Чекмарев. - А в Москве действительно можно даже через минуту, потому что метро перегружено в среднем на 40% и некоторые трамвайные линии могли бы стать альтернативой. Ведь остановки расположены ближе, терять время на спуск под землю не нужно. Второй плюс: при таком графике трамваи станут более комфортабельным видом транспорта. Пассажиры перестанут набиваться как сельди в бочку. На Западе, кстати, приемлемой считается загрузка, когда заняты только сидячие места, а стоящих пассажиров - минимум. Почему бы и в Москве не принять этот стандарт? Если же трамваи из-за такого графика будут пустыми, то интервал всегда можно увеличить.

Так выглядел трамвай-конка, который тянула пара лошадей. Фото 1900 года.

Так выглядел трамвай-конка, который тянула пара лошадей. Фото 1900 года.

Фото: RUSSIAN LOOK

КОНКРЕТНО

Где пройдут новые линии?

До 2016 года в Москве планируется построить новые трамвайные линии:

Район Северный - платформа Лианозово - ст. метро «Алтуфьево» - ст. метро «Медведково»;

Чертановская улица - ст. метро «Пражская» - район Бирюлево Западное;

Станция метро «Улица Подбельского» - район Метрогородок - район Гольяново;

Ст. метро «Шоссе Энтузиастов» - район Ивановское - город Балашиха;

Улица Академика Королева - ст. метро «Дмитровская».

НУ И НУ!

Стоять воспрещается!

Три интересных факта из истории столичного трамвая

На самом деле первая линия трамвая в столице была открыта еще 25 июня 1872 года. Однако трамвай тянули кони и назывался он соответственно конкой. Линия связывала центр города: нынешнюю площадь Революции - через Трубную и Страстную площади - с площадью Смоленского (ныне Белорусского) вокзала. Линия конки была одноколейной, длинной 4,5 км. По ней ездили 10 двухэтажных вагонов, на второй этаж вели крутые винтообразные лестницы. Наверху не было навеса, пассажиров поливал дождь и засыпал снег... Вагоны для конки везли из Англии. Линию строили как временную - возить посетителей Политехнической выставки, открывшейся в то время в Москве. Экспозиция закрылась - а линия осталась, поскольку москвичи смекнули, что проезд на конке стоит дешевле, чем на извозчике: внизу он стоил 5 копеек, а наверху - 3 копейки.

Открытие новых трамвайных путей вызвало в Москве настоящий строительный бум. Вот что пишет газета «Московские ведомости» в номере за 5 сентября: «Не успело открыться еще движение на Марьинской линии, как ценность владений в этом районе уже значительно повысилась. Цена на землю с 20 руб. поднялась до 30 руб. и более. На пустырях, занятых ранее огородами, воздвигаются грандиозные дома». Такая же история, кстати, повторилась спустя век при строительстве в Москве метро.

В 1908 году городская Дума утвердила правила пользования городским трамваем. Вот некоторые выдержки из них:

«Не допускаются вовсе к проезду: арестанты в сопровождении конвойных, лица, одержимые явно заразной болезнью»;

«Воспрещается стоять внутри вагона» (можно было только сидеть. - Ред.);

«Воспрещается без согласия всех находящихся в вагоне пассажиров открывать окна с той стороны, с которой дует ветер».