Премия Рунета-2020
Москва
+1°
Boom metrics
Москва6 июня 2013 22:00

Последствия пожара в московском метро: О всех крупных ЧП москвичей предупредят SMS

Рассылку будут получать не все подряд, а лишь те, кто находится рядом с местом событий [видео]
Источник:kp.ru
Главная трудность - чтобы рассылку получали не все подряд, а лишь те, кто находится рядом с местом событий.

Главная трудность - чтобы рассылку получали не все подряд, а лишь те, кто находится рядом с местом событий.

Многие москвичи, оказавшиеся в «дымную среду» в столичной подземке и на подходах к ней, получили SMS-сообщения: «Внимание, движение поездов от станции метро «Комсомольская» до станции «Парк культуры» Сокольнической линии приостановлено. Пользуйтесь наземным транспортом». Сигнал, что и говорить, был полезным, но почему его получили не все?

- У МЧС заключены соглашения с операторами сотовых сетей о рассылке SMS-сообщений в случае чрезвычайной ситуации, - объясняет официальный представитель МЧС РФ Ирина Россиус. - Но возможность рассылать такие сообщения абонентам, которые в данный момент находятся в зоне ЧС, есть лишь у «Мегафона».

По словам Россиус, если бы такие SMS-оповещения разослали «Билайн» и МТС, то сообщения о задымлении получили бы абсолютно все абоненты - даже те, кто находился далеко от метро. Для них это стало бы чем-то вроде спама.

Между тем представители операторов утверждают, что не получали запроса от силовых ведомств, а без него они не могли провести рассылку.

По данным МТС, для оповещения абонентов о потенциальной опасности компания использует технологию ICB (Interactive Cell Broadcast), которая обеспечивает мгновенное оповещение большого числа абонентов в обозначенной зоне, вплоть до одной базовой станции. Эта технология много раз использовалась для оповещения населения, в том числе во время терактов в московском метро в марте-2010.

«Вымпелком» (торговая марка «Билайн») также использует для оповещения технологию ICB, заявила пресс-секретарь компании Анна Айбашева, однако в среду такого запроса от МЧС не поступило.

Между тем источник «Комсомолки» рассказал, что некоторые сотовые операторы не очень-то спешат сотрудничать с силовиками:

- Оповещение о ЧС связано с определенными организационными и финансовыми издержками, не все хотят их нести.

Между тем к оповещению жителей столицы намерен присоединиться и Центр организации движения правительства Москвы. Как заявил замруководителя ЦОДД Дмитрий Калужский, данные о местоположении всех абонентов сотовой связи скоро начнут передавать (через сотовых операторов) в ситуационный центр метро. И если случится какое-то ЧП, столичные власти смогут моментально выяснить, где и сколько пассажиров сейчас находится, связаться с операторами и попросить их отправить предупреждающие эсэмэски. Рассылка будет анонимной. Следить за тем, какой именно абонент на какой станции метро находится, никто не станет. Эсэмэски будут рассылаться «безлично».

- Как показало последнее ЧП в метро, это довольно просто сделать. «Мегафон», например, своих абонентов оповестил очень оперативно и точечно, как и требовалось, - рассказал «Комсомолке» руководитель пресс-службы столичного управления МЧС Виктор Бирюков.

Как ожидается, пилотный проект такого оповещения планируется запустить уже в августе.

Версия пожара в подземке:

Замыкание в кабеле, который должны были поменять еще 10 лет назад. За пять месяцев этого года спасатели выдали столичной подземке 93 предписания по устранению нарушений.

МЧС назвало причины ЧП в столичной подземке.

- По предварительному заключению, пожар на перегоне между станциями метро «Охотный ряд» и «Библиотека имени Ленина» возник из-за короткого замыкания в щите поста переключения разъединителя вследствие неплотного соприкосновения движущейся и недвижущейся частей фидера, - заявили «Комсомолке» в пресс-службе столичного управления МЧС.

Напомним, в среду, 5 июня, сразу три сбоя произошло в Московском метрополитене. На красной ветке заискрил силовой кабель. Движение по линии было остановлено на несколько часов, пришлось эвакуировать 1,5 тысячи человек. Около 80 пассажиров обратились за помощью в больницы, 18 из них до сих пор в стационарах: надышались дымом.

Между тем столичная прокуратура проверяет еще одну версию. По некоторым данным, силовой кабель, 10 метров которого выгорели в ходе пожара, уже давно отслужил свой срок. Его должны были заменить еще 10 лет назад.

- Обычно срок службы кабеля - от 20 до 30 лет, - заявил журналистам директор по технологии завода «Москабель» Павел Николаев. - Однако при должном контроле он может прослужить и дольше.

Согласно этой версии метрополитен не спешил менять коммуникации на перегоне «Охотный ряд» - «Библиотека имени Ленина», они состарились и в какой-то момент просто не выдержали нагрузки.

Всего же, по данным МЧС, за пять месяцев этого года спасатели выдали столичной подземке 93 предписания по устранению нарушений. Кроме того, МЧС выписало штрафы 58 должностным лицам московского метро - за нарушение требований безопасности. Похоже, что нынешний пожар был не случайностью, а закономерным итогом.

Получить официальный комментарий метрополитена «КП» не удалось: уже два дня пресс-служба подземки не отвечает на звонки.

ОФИЦИАЛЬНО

Власти пообещали наказать виновных

Столичные власти отчитались о работе в экстремальных условиях и пообещали наказать виновных.

- Сейчас безопасности пассажиров, пользующихся метрополитеном, ничего не угрожает. Нами создана комиссия по расследованию причин произошедшего. Правительство Москвы возьмет расследование под особый контроль, - заявил и. о. заместителя мэра, руководитель Департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

Борис ОРЛОВ

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Не поддавайтесь панике

Число обращений за психологической помощью после пожара не выросло. Об этом заявила руководитель отдела неотложной психиатрии и помощи при чрезвычайных ситуациях Института имени Сербского Анна ­Портнова.

- Количество обращений на телефон доверия было не больше, чем обычно. Но мы наготове, мы ждем, что по истечении времени - у кого-то в течение полутора месяцев - могут развиться страхи, - заявила психолог.

- Все зависит от человека. Если он впечатлительный и склонен к тревожности, то в ближайшие дни спуск в метро может стать для него серьезным стрессом, - считает кандидат психологических наук Станислав Козловский. - Но этот страх, как правило, проходит сам собой, а если этого не происходит - выход один: обращаться за помощью к психологу или психиатру. Самому это состояние - если вы мнительны - победить сложно.

Специалист дал советы, как действовать в случае ЧП в метро. Главное, по его словам, пытаться контролировать эмоции. Не бежать вместе с толпой, не кричать.

- В стрессовой ситуации нужно 2 - 3 секунды осмотреться, определить источник опасности и только потом действовать, - считает Козловский. - Очень редко случается, что этих 2 - 3 секунд у человека нет.

Эксперт советует внимательно слушать объявления машиниста и делать все в точности, как он скажет.

- Машинист все-таки информированнее и опытнее вас, к тому же его учили с подобными ситуациями справляться, - поясняет психолог.

Станция метро «Охотный ряд». Всего из подземки были эвакуированы около 1500 человек.

Станция метро «Охотный ряд». Всего из подземки были эвакуированы около 1500 человек.

Репортаж в номер

За справкой обратились 20 человек

Подавляющему числу москвичей, опоздавших на работу, поверили на слово.

Стандартная процедура: после каждого крупного ЧП в столичной подземке ее руководство выдает справки о том, что в метро действительно произошел технический сбой. Такую справку можно отнести грозному начальнику, чтобы объяснить свое опоздание. Вот, мол, шеф, смотри: я не какао пил в постели, а шел пешком на любимую работу из-за того, что поезда в метро встали.

Вот и после пожара в подземке 5 ­июня руководство метрополитена пригласило получить такую справку всех потерпевших. Корреспондент «КП», добиравшийся утром в среду на работу на попутках с Ленинградского вокзала, решила проверить: легко ли получить ценный документ?

Приезжаю к 10 утра на улицу Гиляровского к офису Московского метрополитена. Пока паркуюсь, в сердце забирается тревога - ведь бумаги выдают с 8 утра, и к 10.00 справочную, должно быть, уже берут штурмом.

Но, к моему изумлению, никакой очереди за документом нет. И вообще никого нет! В бюро пропусков (зайти в здание просто так нельзя) меня попросили связаться с производственно-техническим отделом по внутреннему телефону.

- Уже приехали? Фамилия? Инициалы? Ждите! - разговор с работницей отдела продолжался ровно 5 секунд.

Справку оформили за 15 минут. Никуда даже не пришлось идти - сотрудница отдела сама вынесла ее на пост охраны. Текст справки был суров и официален.

«Выдана Крыловой А. О. в том, что 05.06.2013 на Сокольнической линии с 08 час. 11 мин. до 12 час. 00 мин. от станции метро «Парк культуры» до станции «Комсомольская» по техническим причинам отсутствовало движение электропоездов», - говорится в документе.

Кроме того, в справке перечислили список станций, которые были закрыты.

На все у меня ушло меньше 20 минут. За время ожидания мне не встретился ни один товарищ по несчастью.

Как пояснил «КП» источник в столичной подземке, услуга несильно пользуется спросом.

- За первый день, прошедший с момента ЧП, к нам обратились чуть больше 20 человек, - рассказал нам наш собеседник.

Что ж, похоже, столичные работодатели не такие звери, какими видятся подчиненным.

Александра КРЫЛОВА