Премия Рунета-2020
Москва
+10°
Boom metrics
Общество25 марта 2014 22:00

Игорь Шувалов отыскал путь домой для владимирской вишни

Спустя три десятилетия практически утерянная разновидность вишни «Васильевская» возвращается в «Патриарший сад» Владимира
Источник:kp.ru

Мало кто знает, но визитная карточка Владимира - это не только знаменитые Золотые ворота и белокаменные соборы. Несколько столетий славится край своими вишневыми садами. Не случайно на гербе города Юрьев-Польский до сих пор красуются две полные корзины вишни. Это - отголоски былой славы.

В ОБОЗЕ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО

Об истории происхождения вишни в этих краях, да и о вишне вообще методист Владимирской городской станции юных натуралистов «Патриарший сад» Валентина Блинова может рассказывать бесконечно. Это здесь, между широким Суздальским Опольем и темными муромскими лесами, в далеком XII веке были посажены первые хрупкие саженцы.

Рассказывают, что гибрид дикой степной вишни и черешни (а это и есть то, что мы зовем вишней обыкновенной) попал в регион с далекого Кавказа. В обозе грузинского святителя Антония. Но все же самой распространенной версией «вишневого похода» на Русь было и остается предположение историков о том, что вишня приехала во Владимиро-Суздальское княжество в обозах Андрея Боголюбского с Киевской земли.

- За первыми вишневыми деревцами владимирцы ухаживали, как за детьми, - рассказывает Валентина Блинова. - Их укрывали от холода, пригибали к земле, окучивали, делали все, чтобы новая для нашей полосы культура прижилась. И эти старания были вознаграждены. Благодаря столь бережному отношению вишня акклиматизировалась и стала обильно плодоносить.

Валентина Блинова напоминает, что впервые  во Владимиро-Суздальское княжество вишню привезли в XII веке.

Валентина Блинова напоминает, что впервые во Владимиро-Суздальское княжество вишню привезли в XII веке.

ЦАРСКАЯ ЯГОДА

Поначалу вишню сажали только в княжеские, боярские и монастырские сады. Позднее драгоценные деревца появились в садах простых горожан и крестьян. Зато уж как появились, так почти сразу заняли почетное место.

В XVIII веке во Владимире насчитывалось уже несколько сотен вишневых садов. Ученый-путешественник Иван Лепехин, находясь у нас в экспедиции по поручению Академии наук, в 1768 году писал: «С непривычки трудно было уснуть. Ночью в городе, сплошь покрытом вишневыми садами, ни на секунду не молкнет стук колотушек, которыми владимирцы отгоняют птиц от созревших вишен». Это он о том, что сторожа вишневых садов тогда дежурили на специальных вышках с погремушками на веревках во все стороны - клячугах. Рано утром, когда птицы обычно вылетают за пропитанием, дежурные по саду изо всех сил трясли веревки и грохотом отпугивали пернатых нахлебников.

Вкуснейшую владимирскую вишню по железной дороге везли в Москву и Петербург к столу знатных особ и на десерт для царской семьи. «Географический словарь Российского государства» в 1801 году писал: «Жители Владимира занимаются разведением вишневых садов, и во время урожая вишен отвозят оные в великом множестве и с большим барышом в Москву… от чего имеющие такие сады жители получают прибытку от 100 до 200 тысяч рублей».

ДОРОГАЯ ПРОПАЖА

Сегодня специалисты называют несколько владимирских сортов вишни, отличающихся друг от друга и внешними признаками, и вкусовыми качествами.

«Родителева» вишня признана российским стандартом - это с ней сравнивают все остальные сорта. Второй после «Родителевой» по степени распространения - сорт «Сайка». Широко известны в России владимирские «Бель» и «Левинка».

Был во Владимире еще один особенный, можно сказать, аристократический сорт вишни - «Васильевская». Ягоды этого сорта самые крупные и сладкие, мякоть изжелта-розовая и до того прозрачная, что на просвет можно было увидеть косточку (очевидно, превалировали черешневые гены). Ее плоды ценились настолько высоко, что в переработку их не пускали, а ели исключительно в свежем виде и подавали как лакомство к столу знатных особ. Этот сорт попал в «Патриарший сад» из суздальского Васильевского монастыря, куда его привезли монахи с греческого Афона. Во Владимире росло всего 100 кустов.

К великому сожалению, этот особенный местный сорт оказался на редкость своенравным: плохо переносил морозы, чаще других сортов подвергался атаке вредителей и плохо размножался. В результате в советский период интерес к нему был почти утрачен.

- К началу 80-х годов в «Патриаршем саду» «Васильевская» вишня оказалась представлена всего одним экземпляром, да и тот в итоге погиб от неблагоприятных условий: вредителей, болезней, морозов, - вспоминает Валентина Блинова. - За годы работы в поисках этого сорта мы с коллегами объехали всю область: были в Юрьеве-Польском, Суздальском, Гороховецком, Собинском и Вязниковском районах - там, где вишневые сады еще сохранились, лазили по заброшенным садам во Владимире, искали сорт в районе бывшего сада главы города купца Никитина напротив гостиницы «Владимир». Все впустую! А в итоге удача повернулась к нам лицом спустя 30 лет после потери.

В XVIII веке во Владимире насчитывалось уже несколько сотен вишневых садов.

В XVIII веке во Владимире насчитывалось уже несколько сотен вишневых садов.

ДОЛГОЖДАННАЯ НАХОДКА

В сентябре 2013 года, когда во Владимире праздновали День города, первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов участвовал в заседании Евразийской экономической комиссии. По окончании мероприятия по приглашению губернатора Светланы Орловой он приехал на торжества в центр Владимира. Гуляя с горожанами по главной владимирской улице, она рассказала ему о еще одной достопримечательности города, и уже через полчаса первый заместитель председателя правительства России приехал в «Патриарший сад».

- Игорь Иванович так искренне восхищался нашим садом, что мы осмелели и рассказали ему про наши чаяния вновь обрести утраченный сорт владимирской вишни, - продолжает рассказ Валентина Блинова. - Игорь Шувалов тогда вскользь поинтересовался, как можно вернуть утраченный сорт, и процессом его рекультивации. Мы тогда посчитали, что это праздный интерес. Никто не ожидал, что события для нас начнут развиваться так стремительно. Уже через неделю сотрудники Шувалова связали «Патриарший сад» с Всероссийским институтом растениеводства им. Н. И. Вавилова РАН. Выяснилось: в этом институте наша вишня есть, но тоже одно-единственное дерево - чудом сохранившееся.

- Все транспортные и командировочные расходы Игорь Иванович взял на себя, и в декабре 2013 года я отправилась в Санкт-Петербург: привезла целую кипу полезных методичек по изучению плодовых культур, а главное - вот этот бесценный для нас пакет, - бережно похлопывает продолговатый сверток Валентина Блинова.

В нем методист «Патриаршего сада» доставила на историческую родину черенки «Васильевской» вишни. Несколько аккуратно срезанных веточек запечатаны воском и обернуты в целлофан.

Уже в этом году весной их привьют на Госсортиспытательном участке в поселке Садовый Суздальского района. Доверят эту миссию заведующему участком Петру Ягунову - опытнейшему садоводу. Год-два долгожданная вишня будет расти там в питомнике. Затем саженцы «Васильевской» вишни перевезут в «Патриарший сад» и будут ждать, когда деревца зацветут. Произойдет это ни много ни мало через 8 лет. И только потом все желающие смогут попробовать плоды.

- Кому-то покажется долго, но, поверьте мне, это ожидание того стоит, - безапелляционно заявляет Валентина Блинова. А мы и не спорим. Ради волшебного вкуса исконно владимирской вишни подождем!

ТРАДИЦИИ МЕЦЕНАТСТВА

Россия располагает богатейшим культурным наследием. К сожалению, череда революций, войн и смен власти привела к частичной его утрате. Разрушены уникальные памятники архитектуры, утрачены раритетные произведения искусства (вспомним хотя бы Янтарную комнату!), на грани исчезновения более 100 языков. Хотя для сохранения культурного наследия в первую очередь требуются даже не деньги, а время и инициатива. Все чаще государственные деятели и предприниматели выступают сподвижниками и меценатами, сохраняя для потомков частичку нашей истории.

Однако в отличие от царских времен, когда высокопоставленные чиновники не скрывали, что они меценаты, сегодня в большинстве случаев личная благотворительность за семью печатями. Случай с Игорем Шуваловым не исключение. В интернете крайне скудная информация о благотворительных и общественных проектах первого вице-премьера - известно, что он активно помогал фонду Чулпан Хаматовой «Подари жизнь» и одной из приморских школ, ученики которой теперь имеют возможность интерактивно учиться с планшетниками.

Мы позвонили пресс-секретарю Игоря Шувалова и поинтересовались этим и другими проектами. Он подтвердил, что первый вице-премьер посещал «Патриарший сад», но от комментариев про вишню или другие благотворительные проекты Шувалова наотрез отказался.

Жаль. Но все-таки хорошо, что живы традиции меценатства госслужащих в России.