Экономика29 июля 2014 2:00

Металлург - это звучит гордо

Правительство берет курс на повышение привлекательности рабочих специальностей

На прошлой неделе именно этому вопросу было посвящено заседание Кабинета министров.

- Современных и квалифицированных рабочих сегодня остро не хватает практически во всех отраслях, они требуются везде - и в промышленности, и на транспорте, и в строительстве, и в сфере услуг, - сказал премьер Дмитрий Медведев. - Поэтому задача воспитания рабочих кадров, мотивировки школьников выбирать такие специальности остается весьма значимой.

Через пять лет в стране даже может пройти WorldSkills Competition. Этот турнир еще называют олимпиадой для тех, кто умеет работать руками. Мы решили поговорить с рабочими одного из крупнейших промышленных предприятий страны - «Норильского никеля», основное производство которого располагается в Красноярском крае и Мурманской области. 20 июля в стране отметили День металлурга. И эта отрасль вносит существенный вклад в наполнение казны.

ГЕРОЙ ЭЛЛАДЫ В КУЗНЕ ГЕФЕСТА

Павлу Малахову - 25 лет, а он уже - мастер смены плавильного цеха на Надеждинском металлургическом заводе. Сейчас в его подчинении более 30 человек. Заканчивая 11-й класс, он - коренной норильчанин - уже точно знал, что хочет стать металлургом.

- Хотел чего-то волшебного, поэтому выбрал специальность - металлургию, - говорит Павел.

Он отучился в Санкт-Петербурге. Теперь каждый день совершает обход среди тонн льющегося расплава температурой более тысячи градусов. Словно герой Эллады в кузне Гефеста. Его задача - следить, чтобы все в цехе - и люди, и оборудование - работало как часы.

Впрочем, на достигнутом молодой человек останавливаться не собирается. Когда наберется опыта и постигнет все тонкости металлургии, надеется заняться научными разработками.

Уже сейчас у Павла есть пара идей, как можно усовершенствовать технологическую цепочку. А дальше - как знать. Ведь норильскими именами отмечено немало фундаментальных трудов по цветной металлургии. И все они начинались в горячих цехах.

«ПОЧЕМУ-ТО ХОТЕЛОСЬ В НОРИЛЬСК»

В задачу геолога входит определить место забуривания, изучить и описать образцы, отправить их в лабораторию, а затем обработать полученные результаты. С этим молодой специалист Андрей Петуров, геолог подземного участка буровых работ рудника «Скалистый», справляется на отлично.

- Вот это ящики с керном разведочного бурения, - показывает нам Андрей. - Здесь пробурили скважину, вот керн. Сейчас будем смотреть, что у нас здесь содержится.

Для эффективной работы шахты эти рудные цилиндры имеют огромное значение. Именно благодаря геологоразведке становится понятно, где находятся богатые руды, на какую глубину и в каком направлении нужно бурить.

На север Андрей приехал два года назад из Новосибирска. О «Норильском никеле» узнал еще на втором курсе университета и сразу решил, что геохимик здесь пригодится. А после окончания вуза поступило предложение о работе.

- Не знаю, почему, просто хотелось в Норильск, - объясняет свой выбор Андрей. - Знал, что «Норникель» - крупная компания, мировой лидер, поэтому хотел здесь работать.

Андрей, как и многие его коллеги, мог выбрать работу в лаборатории. Ходить в халате и изучать пробирки. Но решил, что в шахте и работа серьезнее, и перспектив больше.

«НА «МЕРСЕДЕСЕ» ТОЛКНУТЬ ИЗВЕСТНЯК НЕ ПОЛУЧИТСЯ»

Бульдозер - самый «толкающий» и «продвигающий» из всех спецмашин на производстве. Если нужно, новую колею может проложить. Очистить дорогу от снега и прочих препятствий, взять на прицеп и перевезти груз или другой транспорт. Или вот переместить тонны породы с одной части промплощадки на другую.

Роман Татарбеев машинистом бульдозера в автотранспортном предприятии «ЦАТК» работает недолго. Управлять спецтехникой выучился всего за три месяца. Как и все мальчишки, машинки любит с детства, но хотелось нужной и стабильной работы. На вопрос «а почему не такси?» молодой человек отвечает: то, что он может сделать бульдозером, никакой легковушке не по силам.

- Это большая, мощная техника, - говорит Роман. - Вы попробуйте на «Мерседесе» толкнуть известняк. У вас не получится.

С тем, что горняки - это добытчики, металлурги - производители продукции, Роман Татарбеев не спорит. Но о важности своей специальности говорит эмоционально, даже с ревностью.

- Смотрите, привозят, например, из шахты известку, мы ее пересеиваем, - объясняет Роман. - Не будь бульдозера на этом объекте, известка не просеется, вследствие чего остановятся «Надежда», Медный, Цементный и другие заводы (производства компании в Норильском промышленном районе. - Ред.).

На большом комбинате все участники процесса должны работать как единый организм. И второстепенных специальностей здесь не бывает.

КАРЬЕРУ НАДО СТРОИТЬ С «САМЫХ НИЗОВ»

Без ремонтников стабильная работа и горняков, и металлургов невозможна. Одну из бригад в цехе резинотехнических изделий ПО «Норильскремонт» вот уже три года возглавляет Юлия Гаджиалиева.

- У меня мама и папа проработали здесь много лет, - говорит Юлия. - Я сюда пришла сразу после школы, работала сначала уборщиком производственных помещений, потом прессовщиком, контролером, кладовщиком, а затем стала мастером.

Назначению на руководство бригадой способствовали и лидерские качества, и ответственность. Но сама Юлия главным считает то, что карьеру она построила с самых низов. За годы работы узнала каждый закоулок, нашла подход к каждому из коллег.

Основной потребитель продукции цеха - заводы и рудники с их транспортерами и конвейерами. Дело мастера Гаджиалиевой - контролировать производство в цехе, держать уровень по плану. Сама Юлия уверена, что нашла свое дело. А если тебя еще и окружающие ценят как нужного и хорошего специалиста, значит, так оно и есть.

ПОЕЗДА ДВИГАЮТСЯ В ЛЮБУЮ ПОГОДУ

Управлять тепловозом - труд необыкновенно сложный. Северные пути таковы, что все 130 километров от Дудинки до рудника «Октябрьский» - сплошные спуски и подъемы. И маневрировать на них в пургу и полярной ночью, когда отвечаешь за движение 270-тонного локомотива, - непросто. Одной теории тут маловато. Нужен опыт. А он приходит в рабочих сменах по 12 часов - зимой и летом. Ведь поезда в движении в любую погоду и при любой видимости.

Юрий Джавала тепловозом управляет уже давно. На норильской железке - 21 год.

- У меня прадед был железнодорожником. Я сюда приехал в 1993 году, и сразу на железную дорогу устроился, - объясняет он.

Работа по управлению составом сложна еще и тем, что во время движения нужно одновременно обрабатывать большой поток информации. Тут и радиосвязь с диспетчерами, и собственная оценка обстановки на маршруте. Машинист должен предвидеть ситуацию на шаг вперед. Ведь поезд - не автомобиль. Такая махина быстро не затормозит. Зато приятными бонусами за напряженную работу железнодорожников можно считать те пейзажи, которые открываются лишь им. И поскольку максимально допустимая скорость движения на норильской дороге - всего 40 километров в час, рассмотреть северные красоты из кабины тепловоза как раз можно успеть.

ДОСЛОВНО

Лариса Зелькова.

Лариса ЗЕЛЬКОВА, заместитель генерального директора ГМК «Норильский никель» по социальной политике и связям с общественностью:

«В конце 2013 года «Норильский никель» принял новую стратегию развития, в которой делает особый акцент на вопросах кадровой и социальной политики. Мы инвестируем в своих работников, так как именно им предстоит на практике реализовывать эту стратегию. Своей работой, отношением к делу и активной жизненной позицией мастера формируют имидж компании как успешного коллектива профессионалов. Создавая в интересах работников и их семей инфраструктуру для комфортной жизни на севере XXI века, предоставляя высококонкурентные социальные льготы и гарантии, программы повышения квалификации и переобучения, мы действуем на удержание перспективных кадров, обладающих уникальным опытом и компетенциями, в том числе работы в условиях Заполярья. Это позволяет компании обновляться, внедрять современное производство на модернизируемых индустриальных площадках».