Чтобы устроиться в рестораны со звездами Мишлен – нужно иметь хотя бы один, а лучше три года опыта работы
Фото: Алиса ТИТКО
Сервис в московских ресторанах заметно улучшается в последние годы, поспособствовал и недавний приход «Гида Мишлена» в Москву. Все больше заведений перестали брать официантами людей без опыта работы, а чтобы устроиться в рестораны со звездами Мишлен – нужно иметь хотя бы один, а лучше три года опыта работы.
Корреспондент kp.ru рассказывает, как устраивалась официантом в мишленовский ресторан.
Работа официанта только со стороны кажется простой – принимай заказ и приноси еду с напитками. Подруга Аня рассказывала, как устроилась в любимое кафе и увидела работу изнутри.
- Весь день на ногах. У одних заказ принимаешь, другие просят хлеб принести, третьи – еще одну кружку, четвертым – счет. А со всеми нужно вежливо и улыбаться, - рассказывает подруга.
- А улыбаться – это прямо обязанность официанта?
- Нам говорили, что официант – это «лицо» и «душа» кафе. От него зависит настроение клиента, а значит и прибыль.
Вижу на сайте по поиску работы объявление, что в мишленовский ресторан Artest, у которого две звезды, требуется официант. Зарплата – 200 тысяч рублей. Получается, что в год можно заработать 2,5 млн рублей.
- Мы будем рассматривать человека опытного. Важно, чтобы он уже работал в ресторанах премиум класса, - рассказывают в ресторане.
- Какие еще требования?
- Грамотная русская речь, владение английским языком обязательно. Мы посмотрим, как кандидат сервирует стол, контролирует за чистотой, как консультирует посетителей по меню. Нам важно, чтобы человек мог создавать в заведении атмосферу гостеприимства.
- А без опыта совсем никак? Может хотя бы помощником официанта?
- Нет. На позицию помощника официанта также требуется хотя бы полгода опыта работы.
Звоню в ресторан Eva, который получил премию BiB Gourmand от «Гида Мишлен». Не две звезды, но тоже престижно. Зарплата - 140 тысяч рублей в месяц.
- Нам нужен опытный человек – около трех лет в сфере. Чтобы он мог расположить гостей, был доброжелательным, умел создавать атмосферу праздника. Мы ищем человека, который интересуется гастрономией, винами, барной культурой, - говорят в ресторане.
Нужно три года опыта, чтобы попасть на работу в крутой ресторан. А где их взять? Не идти же работать для начала в чебуречную – какой от этого толк.
- Премиальные рестораны и до появления «Гида Мишлена» не брали официантов без опыта работы. Я работала на открытии нескольких заведений, на таком этапе могут взять официантами людей без опыта. Когда кафе или ресторан приобретает уже какой-то статус, любовь клиентов, то уже хочется удержать позиции и человека с улицы не возьмут, - рассказывает Ирина Розова, пиарщик в ресторанном бизнесе.
- А как же человеку войти в эту сферу? С чего начинать?
- Не в чебуречную, конечно, но пробовать идти работать в рестораны попроще. Хочу сказать, что даже в известных ресторанах быстрого питания сразу не предложат должность за кассой или менеджером, нужно начинать с мытья полов и изучения структуры заведения.
Продолжаю изучать объявления и вижу, что в небольшие кафе-пекарни можно устроиться без опыта работы. Зарплата в разы ниже, чем в мишленовских – до 50 тысяч рублей. Звоню в один-другой и слышу: «Простите, уже нашли человека».
- Действительно был некий кризис кадров во время пандемии, когда официанты были не нужны, многие уволились. А когда рестораны снова открыли, то уже не смогли собрать команды, пришлось брать людей по-старинке – с улицы. Конечно, проводят собеседования, предложат посетить тренинги, нужно будет выучить досконально меню, изучить винную карту, если в ресторане нет сомелье, - говорит Ирина Розова, пиарщик в ресторанном бизнесе.
Продолжать стажировку нужно было две недели
Фото: Алиса ТИТКО
Устроиться официантом пробую в ресторан «Искра» на территории «Флакон». Решила прийти без предварительного звонка. Вдруг дадут шанс?
- Вы знаете, у нас штат укомплектован. Но мы можем провести собеседование и понять, заинтересуете ли вы нас, - говорит Наталья Кручок, управляющая ресторана «Искра».
- Прямо сейчас?
- Да.
Первые вопросы были биографические: откуда, кем работала, почему хочу стать официантом. Потом пошли по специфике работы: умеете ли вы работать в режиме аврала или что для вас означает понятие «качественный сервис»? Еще была серия психологических вопросов о капризных клиентах, о дисциплине.
- Ну, что же, приступайте к изучению меню. Вам предстоит выучить его наизусть и рассказать красочно, аппетитно. Узнать состав каждого блюда, разобраться с аллергенными продуктами, так как клиенты могут быть разные, - говорит Наталья Кручок.
Мне выдали форму официанта и вручили меню. Мне казалось, что пару часов и я сейчас выучу все позиции. Но их было много. А у кого спрашивать, что в составе? Что такое букатини, сэндвич рубен? Потом я увидела еще отдельно меню завтраков и ланчей.
Продолжала изучать позиции, смотрела в зал. Посетители приходили-уходили, официанты кружились вокруг них. Все так быстро. А когда сидишь на месте клиента, то порой почему-то кажется, что тебе долго несут еду.
Общаясь с официантами, узнала, что нужно не только правильно подавать тарелки, хлеб, бокалы. Но и важно исключить слова «здрасьте», «столик», «бокальчик», «винишко» и подобные.
- Сказать «раздеться вы можете здесь» - неправильно, подходящий вариант «оставить верхнюю одежду можете здесь». Книги или статьи по этикету тоже помогут, - рассказывает официант Андрей.
- Давно работаете?
- Уже год. У нас хороший коллектив. Важно, чтобы была поддержка, чтобы все работали для одного дела. Больше продаж, больше чаевых – больше зарплата.
- А капризных гостей много?
- Бывают. Поэтому в профессии, как мне кажется, больше парней. Хотя может и 50% на 50%. Но в вечерние, ночные смены все же больше работают парни, ведь клиенты могут выпить, некорректно себя вести. Тут нужна пуленепробиваемая психика.
Продолжать стажировку мне нужно было две недели. Первые дни постоянно рассказывала меню, уточняла названия вин (запомнить было сложно, так как я сама практически не употребляю алкоголь). Только потом я обратила внимание, где стоят подносы. Напросилась в помощники к знакомому официанту и забрала посуду со столика. Потом доверили отнести две чашки кофе для молодой пары.
- Но вообще-то стол должен обслуживать один официант: принял заказ, принес еду и напитку, принес чек. Так удобнее и официантам, и клиентам тоже, - говорит официант Андрей.
Возвращаясь домой, я продолжала общаться со знакомыми пиарщиками и выяснять, почему меня так долго не пускают работать.
- Во всех ресторанах есть обучение. Даже, если человек имеет опыт в других местах, в новом ресторане он должен побыть какое-то время стажером, чтобы понять специфику заведения. Есть внутренние стандарты, кодекс. Потом сдают тест. До этого стажеров не пускают в зал, не разрешают принимать заказы у гостей. Во многих сетевых кафе обучение два месяца, так как у них есть уже фирменный стиль и его нужно придерживаться, - рассказывает Евгений Демченко, амбассадор Федерации рестораторов и отельеров России.
- И такой жесткий отбор несмотря на то, что есть дефицит официантов после пандемии?
- Да. Нехватка персонала до сих пор наблюдается. Но и сервис в Москве все же улучшается, поэтому официанту важно объяснить, как принимать заказы, как вести себя с гостями.
Получить дополнительные навыки и знания я решила в школе официантов. Они проходят по записи – есть экспресс-вариант за три дня, а можно пройти полный курс за месяц. Стоимость обучения от 32 тысяч рублей. Во время обучения можно получить теоретичные знания, а также понять, интересна ли будет тебе эта профессия на всю жизнь или будет временной.
- Если никогда не работал официантом, то, как подготовиться? Как понять, подойдет тебе такая работа или нет?
- Можно выйти на стажировку и попробовать. Можно прийти в ресторан, сесть и целенаправленно понаблюдать за работой официанта, примерять. Можно с друзьями-официантами поговорить. И все же, если хочется окунуться в этот невероятный ресторанный мир, то лучше выбрать ресторан, в котором хочется работать, и выйти туда на стажировку. И там в реальной практике все встанет на свои места. А подготовиться поможет команда и наставник, - говорит Татьяна Симонова, куратор школы сервиса и школы Novikov School.
- В чем ошибки начинающих официантов?
- Неопрятный внешний вид, безграмотная речь, слабое знание своего ресторана (меню, концепции, фишек). Плохо просто записывать заказ, а не общаться с гостями. Большой минус - равнодушная работа, разговоры на личные темы в зале так, чтобы слышали гости. Недопустимо выяснение отношений при гостях, оценивание гостей.
- Изменилась ли подготовка официантов с приходом «Гида Мишлена» в Москву?
- Изменения произошли, скорее, ментальные, нежели технические. Объективности ради стоит сказать, что технический сервис (как носить тарелки, как сервировать стол и все такое) в России уже давно сносный. Не блестящий, но вполне себе нормальный. В Европе он примерно такого же уровня. С приходом «Гида Мишлена» главное, что изменилось в подготовке официантов - это то, что в целом помогает нам повысить значимость, статус профессии. В процессе подготовки для многих, даже не московских студентов, мы все больше говорим о значимости сервиса.
После долгих тестирований я перегорела, а еще и подоспели новости о том, что «Гид Мишлен» решил заморозить свою деятельность в России. Мечта поработать в мишленовском ресторане в данный момент рухнула. Конечно, сами звезды у ресторанов остаются, москвичи успели запомнить все заведения, которые получили высокую оценку. Но после того, как посмотрела на работу официанта со стороны, поняла, что это больше, чем просто принести тарелку. Официант – это настроение и повод вернуться именно в этот ресторан.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В Москве набирают популярность «обнимательные вечеринки»
Рассказываем, кто соскучился по человеческим объятиям и как проходят встречи (подробнее)
Сумки старые, а цены новые: богатые китайцы и москвичи побежали в ЦУМ
Vip-клиентов заранее предупредили о повышении цен и позвали на финальные покупки (подробнее)